Минэнерго и угольная промышленность рассчитывают на развитие добычи и экспорта российского угля, однако к 2035 году у России почти не останется покупателей в Европе, а переориентация экспорта на Восток не сулит больших надежд, в том числе из-за стремительно снижающейся экономической эффективности угольной энергетики и особенно после коронавирусного кризиса10SHARES
Российская угольная отрасль в последнее время чувствует себя не очень хорошо. Настолько нехорошо, что губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев еще в феврале, до того, как стало ясно, насколько глубоким окажется глобальный коронавирусный кризис 2020 года, заявил, что в ближайшее время локомотивом кузбасской экономики должна стать строительная отрасль. Компания «Сибэнергоуголь» в марте приостановила добычу. Некоторые другие угольные компании Кузбасса начали задерживать зарплату (например, шахта «Заречная», которая находится под управлением УК «Полысаевская») и отправлять своих сотрудников в вынужденный отпуск еще в прошлом году, затем начались увольнения.
По итогам 2019 года объем добычи угля в Кузбассе упал — впервые за последние 20 лет. Областной бюджет Кемеровской области на 2020 год был сведен с дефицитом, дефицит сохранится и в 2021–2022 годах. В апреле к экономическим неудачам добавились экологические: в некоторых районах Кузбасса пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации из-за подземных пожаров в отвалах, и это стало беспрецедентным решением.
Одной из ключевых причин проблем кузбасского угля в прошлом году были низкие цены на мировых рынках. При этом в марте, когда цены на нефть рухнули из-за неспособности ОПЕК+ договориться о сделке по сокращению добычи, а вслед за нефтью подешевел и газ, уголь на время стал самым дорогим ископаемым топливом. Это означает, что он будет продолжать проигрывать в межтопливной конкуренции газу, и цены на него продолжат снижаться. Учитывая, что 20 апреля цены на один из контрактов по нефти марки WTI впервые за всю историю опустились существенно ниже нуля, ценам на прочие виды ископаемого топлива есть к чему стремиться.
Вторая причина проблем российских угольщиков имеет более долгосрочный характер: в мире меняется география угольной энергетики, а российская угольная промышленность развивается прежде всего за счет экспорта. Поставки угля на внутренний рынок стоят примерно на одном месте из-за межтопливной конкуренции с газом. После распада СССР экспорт российского угля вырос в пять раз, и в настоящее время более 50% добываемого в России угля идет на экспорт: немногим больше половины — в Европу, остальное — на Восток. Европейский спрос на уголь стремительно сокращается, а для освоения азиатских рынков нужны новые транспортные мощности.
Следует отметить, что РЖД уже давно перевозит российский экспортный уголь в несколько раз дешевле, чем металлы, нефть и другие товары. Фактически другие отрасли вынуждены субсидировать развитие экспорта российского угля. В марте кузбасский уголь получил от РЖД новые скидки на перевозки в размере 12,8%, а затем стало известно, что скидка на экспортные перевозки угля в западном направлении может дойти до 99%. Но и этого оказалось недостаточно для улучшения тяжелого положения кузбасских экспортеров. В апреле губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев обратился к главе РЖД Олегу Белозерову с предложением выделить железные дороги, освободившиеся от перевозки пассажиров в связи с пандемией COVID-19, для перевозки экспортного угля в восточном направлении.
Источник: forbes
местный
24.04.2020 17:11 в 17:11
Зарождается скромная надежда на уменьшение прибыли у ямороев. Может хоть на немного сократиться бесчеловечное истребление всего живого в нашей области.