Во втором квартале 2020 года, когда в России распространилась пандемия коронавируса и были введены жесткие экономические ограничения, около 4,6 млн работников формально сохранили свои места, однако были переведены в режим частичной занятости – выяснила аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Некоторые из них стали трудиться неполное время, другие находились в простое, третьи – были отправлены в неоплачиваемые отпуска.
Численность таких работников выросла в годовом выражении на 22%, достигнув 6,2% от рабочей силы, и превысила количество официальных безработных.
В результате неполная занятость во втором коронавирусном квартале оказалась максимальной как минимум с 2013 года, за весь восьмилетний период доступной статистики.
Самый высокий уровень неполной занятости во втором квартале наблюдался в Ненецком автономном округе (15,2% от рабочей силы), Чукотском автономном округе (12,6%), Ямало-Ненецком автономном округе (9,3%), Санкт-Петербурге (8,9%), Пермском крае (8,85%), Самарской области (8,8%), Якутии (8,1%), Свердловской области (8%), Москве (7,8%) и Нижегородской области (7,7%).
Меньше всего проблема неполной занятости затронула небогатые регионы со слаборазвитым рынком труда, где и до пандемии найти работу было не так просто. В первую десятку вошли Ингушетия (частичная занятость в регионе составила лишь 0,26% от рабочей силы), Чечня (0,5%), Калмыкия (1%), Дагестан (1,2%), Кабардино-Балкария (1,4%), Карачаево-Черкесия (1,8%), Тыва (2,2%), Северная Осетия (2,5%), Республика Адыгея (3,1%) и Ставропольский край (3,4%).
Аналитики выяснили, что благополучные регионы с высокими зарплатами населения скорее стремятся сохранять рабочие места, пусть и путем перевода сотрудников на неполную занятость. А в бедных регионах с традиционно высокой безработицей подобный переход сотрудников на частичную занятость происходит реже, что связано со слабым развитием рынка труда – предприятия не могут позволить себе держать в штате неработающих сотрудников даже на урезанном минимальном окладе, вместо этого нетрудоустроенная рабочая сила перетекает в неформальный сектор.
Источник: аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza
фото: google