Какой же русский не любит праздников? Особенно красных дней календаря, когда официально разрешено не ходить на работу. Хотя по поводу некоторых из них мы спорим до сих пор. Например, вот что такое мы празднуем сегодня – в День народного единства, он же Согласия и Примирения, он же Воинской славы России? Этот красный день календаря, и правда, выглядит чуть ли не притянутым за уши – чтобы «прикрыть» календарным «фиговым листочком» впавшую в немилость «годовщину Великого Октября». Так что же там было аж 409 лет назад – 4 ноября 1612 года?!
Считается, что примерно в это время воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов. К слову, в течение целых столетий польские вельможи как только ни злоумышляли, пытаясь отхапать землиц у великой российской империи. В «ход шли» даже светлоликие и ясноглазые панночки – например, Марию Валевскую «подложили» Наполеону, в 1812 году двинувшему на Москву, а Марину Мнишек – обоим Лжедмитриям Смутного времени, которое как раз и закончилось осенью 1612 года (благодаря походу народного ополчения Минина и Пожарского).
Говорят, в руках у въехавшего в Москву князя Дмитрия Михайловича была икона Казанской Божьей Матери – мол, она и помогла! Вскоре командование интервентского польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив из Кремля московских бояр и прочих знатных лиц, а на следующий день и вовсе сдалось с потрохами. Смута закончилась, и уже через четыре месяца Земский собор решил венчать на царство юного Михаила Романова – первого из династии, так печально погибшей в революционном огне XX века.
А тогда ничто не предвещало такого конца. В 30-е годы XVII века на Красной площади появился Казанский собор, который якобы дал обет построить тот самый князь Пожарский за то самое освобождение златоглавой от хитрого врага. Тихо и беспразднично минуло больше десяти лет, пока в 1649 году царь Алексей Михайлович, естественно, Романов своим именным указом велел церковный праздник Казанской иконы Божьей Матери – в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году – считать государственным, каковым он и был вплоть до 1917 года.
… Идея снова праздновать 4 ноября возникла только в конце сентябре 2004 году, а принадлежит она российским депутатам, в основном, из «Единой России» и ЛДПР, которых тогда же публично поддержал Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Как по волшебству уже через месяц в провинциальном российском Саратове общественная палата и молодёжный парламент Саратовской организовали восьмитысячный митинг молодёжи и представителей общественных организаций в поддержку курса реформ, проводимых президентом РФ Владимиром Путиным. Выступавшие горячо проголосовали за празднование 4-го ноября Дня национального единства, что было тут же внесено в коллективное обращение митингующих к Владимиру Владимировичу! Ничего не напоминает – из времён, когда страна ещё более массово праздновала 7 ноября?!
В общем, в том же году на рассмотрение Думы был внесён соответствующий законопроект, а российский Трудовой кодекс РФ шустренько поправили – 7 ноября окончательно отменили, зато 4 ноября ввели, а новогодние каникулы вообще увеличили… Против были только коммунисты. А народ, как всегда, безмолвствовал – видимо предвкушал дополнительные выходные.
И началось! 4 ноября празднуется в нашей стране с 2005 года – с массово-праздничными
«народными гуляниями» во всех городах и весях (и в Новокузнецке, разумеется, тоже). В первый же год празднования состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому – главным героям ноябрьского народного единства-1612, возглавившим поход «низов» и «верхов», которые тогда
объединились против засевших в златоглавой польских интервентов. Он был установлен в Нижнем Новгороде – на исторической родине земского старосты Минина, где осенью 1611 года в своём нижегородском имении очень «удачно» лечился от ран князь Пожарский.
Ирина Крылова