В эти дни 80 лет назад в тогдашнем нашем Новокузнецке – Сталинске – формировалась стрелковая дивизия кузбассовцев, которая встретит победу в Пардубице под гордым именем 237-й Пирятинской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого! Новобранцев с каждым днём становилось всё больше. И в одном городе им скоро стало тесно. В нашем находились дивизионный штаб и 835-й стрелковый полк, в соседних Прокопьевске и Кисилёвске – 841-й и 838-й, в посёлках Кузедеево и Калтан – 691-й артполк.

Дивизия пополнялась, в основном, за счёт мальчишек и девчонок – восемнадцати, девятнадцати лет. Румянец на щеках. Сияющие глаза. Юность. Мамы убивались, глядя на своих деточек. А они мечтали – поскорее бы уже бить фашистов. Учения шли до апреля. И сразу на фронт – сначала на станцию Вологда, потом под Воронеж.

Первые бои – у сёл Ломово, Озерки, Ольховатка. И днём, и ночью. Страшно, тяжело. Пытаясь захватить Воронеж, немцы перебрасывают большие силы своей пехоты, артиллерии и танков, чтобы сломить сопротивление дивизии мальчишек. А она продолжает воевать… и наступать!

В составе 5-й танковой армии Воронежского фронта 237-я стрелковая участвует в Курской битве – полки дивизии держат в резерве при Ставке Верховного Главнокомандования, посылая в бой в самые критические моменты. За освобождение украинского города Пирятина она названа Пирятинской. Во время героического форсирования Днепра тысячи ребят из 237-й погибают – общие потери Красной армии при переправе через реку и прорыве обороны противника приближаются к миллиону.

237-я стрелковая Пирятинская Краснознамённая орденов Суворова II степени и Богдана Хмельницкого II степени дивизия, пройдя Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию и выйдя к Праге, закончила боевые действия 11 мая 1945 года в чехословацком городе Пардубице. 25 её рядовых, сержантов, офицеров за своё беспримерное мужество были удостоены звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда Героя». Среди них – жившие в нашем городе Максим Иванович Грабовенко и Алексей Дмитриевич Барвинский.

Максима Грабовенко – вместе с другими подростками из детских домов оккупированных фашистами Одессы и Николаева – эвакуировали в Сталинск в 1941-м. Украинских ребятишек взяли к себе семьи, живущие в Точилине, и Максим пошёл работать на шахту Орджоникидзе. Он получил повестку из Сталинского горвоенкомата, был зачислен в один из полков 237-й дивизии, стал наводчиком артиллерийского орудия, отличился в битве за Днепр.

Форсировал реку в числе первых разведчиков, связистов и артиллеристов Рабоче-крестьянской Красной Армии. У украинского села Гребени был тяжело ранен, но орудие не оставил и ещё десять часов вёл огонь по наступающему врагу, отразив атаку целого батальона пехоты гитлеровцев. После войны старший сержант Максим Иванович Грабовенко вернулся в родные края.

Его товарищ по тому бою у Гребеней лейтенант Алексей Дмитриевич Барвинский командовал группой бойцов, которая в ночь на 25 сентября 1943 года одной из первых переправилась через Днепр. Утром они обнаружили пулемётную точку врага и, уничтожив её, установили наблюдение за дорогой и связь с нашими правобережными

батареями. Командир направлял их огонь по врагу, а когда немцы засекли Барвинского, он вызвал огонь на себя. Взвод бесстрашного лейтенанта отразил пять фашистских контратак.

Как и Максим Грабовенко, Алексей Барвинский родился в маленьком украинском селе в крестьянской семье, но тоже жил в нашем городе. Сразу после войны доблестного капитана запаса Рабоче-крестьянской Красной Армии, Героя Советского Союза направили в Сталинск, где он до середины 1950-х был первым секретарём горкома комсомола. Правда, потом его «перекинули» в горком партии украинского Кремчуга, а оттуда – в Крым, Ялту и Керчь.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Автобус с рабочими перевернулся в Новокузнецке

Полицейские устанавливают обстоятельства ДТП, в котором пострадали 10 человек. Накануне ок…