Сегодня день рождения человека, благодаря которому наш город – тогдашний Кузнецк – вошёл в большую литературу. Это случилось во второй половине XIX века. А писателя, о котором идёт речь, звали Николаем Ивановичем Наумовым. Именно на Кузнецкой земле он и обрёл дело всей своей жизни – стал летописцем бесправного сибирского крестьянства. А сам Кузнецк был впервые упомянут в художественной литературе в пронзительных наумовских рассказах «Деревенский торгаш», «Юровая», «Крестьянские выборы» и других.
Народника Николая Наумова в Кузнецк не то чтобы сослали… Просто власти были очень рады, когда свободолюбивый студент-сибиряк, подозреваемый в принадлежности к революционному обществу, уехал подальше из столичного Санкт-Петербурга в сибирскую глушь и поступил там, в глуши, в Кузнецком уезде, на службу чиновником по крестьянским делам.
В 1860-х годах он служил участковым заседателем земского суда в Кузнецке и Мариинске, Томске, бывал в Тисуле и Осинниках. А «попутно», в своих сборниках рассказов и очерков «Сила солому ломит», «Паутина», «Горная идиллия», «Сарбыска», весьма популярных в то время, живописал быт жителей нашего города.
В Кузнецке Наумову удалось найти свою главную тему – «безсудность» Сибири и угнетение крестьянской бедноты, разгул барина-мироеда и наглость местного царька-чиновника. Писатель жалел проживающих в Кузнецком уезде шорцев: «Мне стало больно за это добродушное, безжалостно разоряемое и постепенно вымирающее племя». И даже вывел на чистую воду Ивана Мироновича Катанаева, нажившего на обмане шорских охотников десятки тысяч рублей.
… И не посмотрел, что предприимчивый кузнецкий чиновник, разбогатевший на скупке у шорцев звериных шкурок за фальшивые деньги, был шафером на венчании Достоевского, обласкал великого русского писателя и его невесту Марию Исаеву и устроил их свадьбу за собственный счёт!
К слову, в это же время в Кузнецке жил известный писатель и публицист Василий Васильевич Берви, публикующийся под псевдонимом Флеровский. Вот он действительно был выслан в уездный городок окраинной Томской губернии за революционную деятельность.
Он даже устроил на вершине гряды наших Соколиных гор уединённую смотровую площадку, где любовалсч широко открывающимися местными видами и обдумывал свою новую книжку. Василий Васильевич назвал её «Положение рабочего класса в России», а вдохновение для неё, как и его товарищ по Перу, народник Наумов, революционно настроенный публицист Берви черпал в скудной жизни кузнечан.
«Чем занимаются жители этого города? – писал Василий Васильевич, – Занимаются кое-чем, лишь бы прожить кое-как: держат скот, имеют пчел, сами для себя косят сено, а затем — кто во что горазд: кто землю пашет, кто ямщину правит или с обозами ходит, а кому нечем жить, тот табак садит. Общий уровень экономического довольствия стоит немногим выше нуля».
Инга Видалова