Всё-таки новокузнечанам, я считаю, несказанно повезло. Мало того, что в нашем городе играет обласканная фестивалями и критиками наша Новокузнецкая драма. Так, вдобавок, мы можем, не покидая родного Новокузнецка, наслаждаться игрой самых разных театров, в том числе знаменитых. И хотя приехавший на Большие гастроли Русдрам нельзя отнести к таким уж известным, но знакомство с артистами из маленького Сухума одарило новокузнецких зрителей незабываемыми эмоциями.
Государственный русский театр драмы имени Фазиля Искандера оказался в Новокузнецке благодаря хлопотам нашего театра, очень уж просившего абхазцев на Большие гастроли, в рамках зарубежного направления этой программы Минкульта. В Министерстве культуры России такому выбору подивились, но навстречу всё же пошли (Новокузнецкому драматическому театру в этом году исполняется 90 лет, а Новокузнецку – 405. Не отказывать же именинникам!).
… А ведь если бы не наша Драма, мы никогда не познакомились бы с экспрессивным искусством талантливых и очень красивых земляков замечательного абхазского и советского писателя Фазиля Искандера. Да мы даже не знали бы, что в Сухуме творится такое!
Хотя чему тут удивляться? В солнечной Абхазии с населением всего 245 тысяч человек открыты сразу четыре государственных театра. Это всё равно если бы наш Новокузнецк и ближние города «обслуживал» не один Новокузнецкий драматический, а 20-30 подобных театров!
Правду сказать, гости и сами были рады заехать так далеко от своих седых гор южного склона Главного Кавказского хребта и северо-восточного побережья ласкового Чёрного моря. Тем более что сухумцы вообще впервые оказались в Сибири – и с первого взгляда влюбились в главный театр Новокузнецка.
«Театральные люди, как животные, всегда чувствуют «чужую» энергетику, – поделился эмоциями от знакомства с Новокузнецкой драмой директор Театра Искандера Ираклий Хинтба, – В Новокузнецке, и в зале и на сцене, правильная энергетика. А сам театр – потрясающей красоты!».
Забегая вперёд скажу: было видно, что абхазским артистам очень комфортно в стенах Новокузнецкого драматического театра, как будто «намоленное» пространство нашего Драма родное для привезённых из Сухума спектаклей. К слову, в репертуаре Русдрама, в чью небольшую труппу входят лишь 19 артистов, под три десятка спектаклей, от прославленной классики до современных постановок, в том числе весьма провокационных. Причём многие из них поставлены российскими режиссёрами и художниками.
Такое сотрудничество, по словам артистов, происходит ко взаимному удовольствию и по большой любви. Россиян привлекает неповторимая энергетика абхазской труппы. А искандеровцы понимают, что технология сегодняшнего театра сосредоточена именно в России. Но главное – обе стороны театрального процесса укрепляют связи между нашими народами, занимаясь перекрёстным опылением культур строго по завету самого Фазиля Искандера!
Собственно, как раз этим они занимались и в Новокузнецке. К нам артисты из Сухума привезли, можно сказать, свои знаковые спектакли. Во-первых, «Красавца мужчину» по пьесе Островского, которого уже играли в нынешнем году 200-летия Александра Николаевича в нашей стране – показ состоялся в день рождения великого русского драматурга в Санкт-Петербурге.
Но самым сильным эмоциональным и эстетическим потрясением для новокузнечан стал многолетний хит Русдрама, с успехом участвовавший во множестве гастролей и фестивалей. Речь идёт о глубокой и символичной «Кровавой свадьбе» по пьесе Федерико Гарсии Лорки. Несмотря на то, что известную трагедию сочинил великий испанец, она очень абхазская по наполняющей весь спектакль энергии, превращающей персонажей в натянутые страстью стрелы.
Артисты очень органичны, транслируя переживания неодолимой и неумолимой роковой любви, которая случилась с героями и над которой они не властны, хоть та и ведёт их к неминуемой погибели. И возникающее между ними откровенное напряжение прекрасно чувствуется зрителями.
Однако такие правдоподобность и точность – далеко не единственные достоинства сухумской постановки. Прежде всего, бросаются в глаза многослойные и сложносочинённые символичность и метафоричность «Кровавой свадьбы», над созданием которой трудился целый коллектив талантливых творцов: режиссёр-постановщик Мария Романова и художник по костюмам Наташа Шпанова, художник по свету Денис Солнцев и режиссёр по пластике Римма Саркисян, художник-постановщик Мария Филаретова и музыкальный оформитель Владимир Бычковский.
А вместе россияне создали необыкновенно тонкое и глубокое, мистическое и философское произведение театрального искусства, которое каждый раз оживляет и одухотворяет искусная труппа Театра Искандера. Не стал исключением и показ «Кровавой свадьбы» на новокузнецкой сцене.
Сказать, что затейливая сценография и чрезвычайно эстетичное оформление спектакля буквально завораживают и словно бы засасывают в колдовской омут между мирами – ничего не сказать. Кажущиеся вполне обыденными диалоги соседствуют с изысканными стихами, страстно воспевающими жизнь. Красивые фольклорные колыбельные следуют за ликующими народными песнями и плясками. Метафоричный и образный театр теней то дублирует и иллюстрирует действия персонажей, то спорит с ними, а иногда живёт собственной жизнью.
Освещение и спецэффекты, хореография и музыка (её к своей пьесе сочинял сам испанский поэт) филигранно сплетают волнующий рисунок постановки. Простой сюжет о сбежавшей в день своей свадьбы невесте превращается в пронзительную мистерию, вобравшую в себя фольклорные мотивы страны гор, виноградников и моря, Босха и Фриду, экспрессивную поэзию Федерико Гарсии Лорки и даже мифологию Дня мёртвых.
Это было великолепно! Браво!
После Новокузнецка красавицы-актрисы Мадлена Барциц и Лоида Тыркба, Милана Ломия, Аманда Кварацхелия и Ирина Делба, заслуженные артистки Абхазии Наталия Папаскири и Анна Гюрегян, актёры Осман Абухба, Рубен Депелян, Саид Лазба, Эмиль Петров и заслуженный артист Абхазии Джамбул Жордания отправились в Горно-Алтайск, чтобы показать «Красавца мужчина» и «Кровавую свадьбу» на сцене Национального драматического театра. А в конце июня они сыграют спектакль по Островскому на V Международном фестивале русских зарубежных театров в Республике Татарстан.
Инна Ким