Маленький Резо играет с мамой в догоняшки. Наконец, запыхавшись, они оба падают на землю и следят за проплывающими над ними ватными облачками, которые – на невидимых удочках – держат живущие на небесах Творцы. Шекспир. Шиллер. Байрон. Когда-нибудь малыш Резо вырастет и тоже станет Творцом – драматургом, режиссёром, основателем Тбилисского театра марионеток, скульптором и художником из Грузии Ревазом Габриадзе. Но пока он просто мальчик, который зачитывается стихами Пушкина и задаёт своей любящей мудрой маме бесконечные вопросы. Например, такой: «Почему человек не может жить вечно?». А та, улыбаясь, отвечает: «Очень даже может». Надо просто научиться останавливать мгновения, погружаясь в их сиюминутную, мимолётную вечность, а главное – находить повсюду красоту.
Мне кажется, именно этому и учила нас новая театральная лаборатория в Новокузнецкой драме с красноречивым названием «Пушкин и девушки». Дело в том, что поиском красоты, смысла жизни и истинного бессмертия занимались исключительно представительницы столь обожаемого великим русским поэтом прекрасного пола – талантливые и тонкие молодые режиссёры, которые к тому же выступили в роли сочинительниц и художниц своих полотен-эскизов.
В общем, бессменный руководитель и зачинщик всех таких лабораторий – театровед и театральный критик Александр Вислов – не просто «замахнулся» на «наше всё» Александра Сергеевича, чью 225-ю годовщину со дня рождения мы отмечает в 2024 году. Он окружил себя красотой со всех сторон!
К слову, вместо обычных пяти дней на подготовку у пушкинской лаборатории из-за проблем с посадкой самолётов, в которых летели умницы-красавицы-режиссёры, осталось всего три дня. Но «Пушкин и девушки», а также стессоустойчивые и креативные новокузнецкие артисты виртуозно с этим справились! В итоге «пушкиниада» в Новокузнецкой драме вышла не только красивой и лёгкой, но и ироничной, пародийной, абсурдной, глубокой, мистичной и метафоричной.
А самое важное – все эскизы были буквально пронизаны любовью. Пушкину они точно понравились бы!
«Пушкиниада» для зрителей открылась 19-го января. Режиссёр из Новосибирска Варвара Попова представила фантастический «док» (вот такой оксюморон) «Пережить Пушкина», размышляющий над неоднозначным вопросом: Александр Сергеевич – это по-прежнему «наше всё», или давно уже нет? За основу своего эскиза наша землячка-сибирячка взяла материал, собранный из книг писателей начала XX века Зощенко и Хармса, товарища Пушкина Александра Алексеевича Корнилова и нашего современника-драматурга Олега Богаева, сочинявшего про Александра Сергеевича пьесы. А вместе с ней пушкинский культ и его трансформации во времени исследовали артисты Новокузнецкого театра Владислав Исаев, Даниил Нагайцев, Екатерина Санникова, заслуженная артистка России Илона Литвиненко и Татьяна Лизунова.
В тот же день зрители с большим удовольствием погрузились в поэтический, чувственный, иронический, водевильный эскиз «Граф Нулин», сочинённый режиссёром из Санкт-Петербурга Марией Романовой по мотивам короткой шуточной поэмы, написанной Пушкиным всего за два зимних утра во время ссылки в Михайловское. А все роли в этом анекдоте-пародии на шекспировскую историю Тарквиния и Лукреции, приправленную щепоткой знаменитой «русской души» и не менее знаменитой «русской тоски», блестяще сыграли новокузнецкие актёры Андрей Грачёв, Наталья Курлыкова,
Вера Заика, Анатолий Нога и Евгений Лапшин.
По-настоящему увлекательным оказалось знакомство с работой известного режиссёра из Улан-Удэ Сойжин Жамбаловой, представившей 20-го января собственную версию загадочной пушкинской «Русалки». С первых минут Сойжин буквально затянула зрителей в русалочьи колдовскую атмосферу своей постановки, наполненную мифами, перемешанными с реальностью. Эскиз получился невероятным – местами смешным, местами пугающим, одновременно очень реалистичным и тягуче мистичным. А от некоторых режиссёрских находок – например, от сцены утопления главной героини или эпизода с бурятским духом-русалкой – просто мурашки по позвоночнику, честное слово!
Таким образом, красивая пушкинская сказка о бедной брошенной девушке превратилась в сложносочинённую историю-миф о любви и жизни, вине и нежности, которые никогда не кончаются. А воплотить её на сцене помогли заслуженный артист России Андрей Ковзель, Ксения Барнаева, Олег Лучшев, Татьяна Качалова, Игорь Омельченко, Наталья Пивоварова, Алёна Сигорская, Маргарита Смирновская, Мария Захарова и юная Анастасия Морозова из детского театра «Питер Пэн».
Не удивлюсь, если именно этот эскиз – уже в виде спектакля – появится в репертуаре нашего театра в новом сезоне. Безусловно, «Русалка» Сойжин Жамбаловой этого заслуживает, хотя, на мой вкус, мифологические эпизоды в эскизной версии слишком поверхностно связаны с главным сюжетом. Но я не сомневаюсь, что это поправимо, если за работу берётся такой интересный мастер.
И всё-таки мои личные симпатии на этой лаборатории принадлежат необыкновенно лёгкому и смешному эскизу «Пушкин-бабочка», который – пока – не столько создала, сколько набросала режиссёр из Санкт-Петербурга Арина Гулимова. И хотя это чуть ли не самая сырая и потому заметно «рыхлая» постановка «пушкиниады» в Новокузнецкой драме, она такая нежная, светлая и добрая, что аж дух захватывает!
И кого тут только нет! Собственной персоной и неугомонный, легкомысленный, гениальный Пушкин (Андрей Коробов), и фигуристая красотка Натали (Вера Кораблина), и охотно ищущая «веселящую сердце» кружку няня Арина Родионова (заслуженная артистка России Елена Амосова, которая вдобавок играет «железную леди» Графиню с явно феминистскими замашками), и Бенкендорф в образе киллера Леона в обнимку с цветочным горшком (Сергей Ермаков), и обаятельный архетипичный «русский мужик» Ерофеич (Игорь Марганец). Также «в комплекте» идут Шиллер (Иван Железняков), Байрон (Влад Сарыгин), Шекспир (Евгений Лапшин) и Данте (Александр Вислов).
А ещё в этом невообразимом эскизе есть Резо Габриадзе (Александр Шрейтер, который чуть позже очень смешно перевоплощается в грузина-проводника и вовсе уморительно – в жертвенного пасхального ягнёнка). И, конечно, зачитывающийся стихами Пушкина маленький Резо (Саша Сабитов из детского театра «Питер Пэн»), который задаёт своей любящей мудрой маме (Людмила Адаменко) бесконечные вопросы.
Например, такой: «Почему человек не может жить вечно?». А та, улыбаясь, отвечает: «Очень даже может». Надо просто научиться останавливать мгновения, погружаясь в их сиюминутную, мимолётную вечность, а главное – находить повсюду красоту.
Ошеломлённые зрители видят то литературные анекдоты про Пушкина в стиле Хармса. То пронизанные ностальгией сцены из детства Габриадзе. То милые и светлые сценки любви Александра Сергеевича и его Натали. То киноцитаты и даже комиксы. То фантазии о «небожителях»-Творцах Шекспире и Шиллере, Байроне и Данте, поджидающих только Пушкина.
А кроме друг друга, герои остроумно взаимодействуют с предметами – чемоданом-театром и куклой-Пушкиным, смятыми шарами бумаги и бабочками, вырезанных из бумажных черновиков, безголовой копией Венеры, фруктами, сачком и даже париком, который снимает утомившийся заниматься эквилибристикой Пушкин.
Причём всё это роскошество одновременно идёт сразу в трёх измерениях декорационного цеха – на его трёхэтажной высоте, в неожиданно появляющейся «закулисной» глубине и в ширь импровизированной сцены. Эскиз даже лихо завихряет время! Резо-взрослый появляется в сценах из собственного детства, наблюдает за тоскующим в ссылке Александром Сергеевичем. А Резо-мальчик и вовсе вбегает в сцену дуэли и спасает Пушкина, накрыв его сачком.
… И великий поэт превращается в бабочку с крошечным тельцем, но такими огромными крыльями, что их взмах можно ощутить на другом конце Земли!
Постановка основана на книге эссе, статей, пьес о жизни великого русского поэта и замечательного грузинского художника, объединённых в одном культурном пространстве творческой волей Андрея Битова, который строит свою «Метаморфозу» вокруг цикла живописных работ Резо Габриадзе «Пушкин-бабочка», где «невыездной» Александр Сергеевич бежит с Натальей Николаевной от своих недругов и, превращаясь по дороге в бабочку, улетает за границу, много путешествует и проживает счастливо до глубокой старости.
Эх, хотела бы я увидеть такой многоуровневый и сложносочинённый во всех смыслах спектакль! Хотя, конечно, над ним придётся поработать.
А, может… Новокузнецкий драматический театр примет в работу сразу две, а то и три пушкинских эскиза? Почему бы и нет?! Фантазировать так приятно!
Инна Ким
Фото Дианы Токмаковой