Инфляция, более полугода волновавшая россиян более всех других проблем России, уступила пальму первенства экономике второй раз с сентября 2014 года
Первый раз это произошло в январе, но тогда разрыв оказался минимальным — 23% у экономики против 22% у роста цен. В феврале цены вновь вырвались вперед с разрывом в 4% (24% против «экономических» 20%). В марте же экономику сочли наиболее важной проблемой для страны 21% респондентов, тогда как инфляцию — 17%. И это самый низкий показатель для данной категории с октября прошлого года, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМ. А пиковое значение было достигнуто в декабре прошлого года, когда рост цен беспокоил более четверти россиян — 26%. Самую высокую тревожность по поводу экономики они продемонстрировали в январе — 23%.
Рокировка вполне закономерна: как и предсказывали представители власти и независимые аналитики, к концу первого квартала текущего года инфляция, в отсутствии новых внешних и внутренних шоков, отыграла декабрьский провал рубля и стабилизировалась. В то же время, очевидно, что экономические проблемы России носят гораздо более затяжной характер и не исчерпываются ростом цен и колебанием валютных курсов.
Внешняя политика по-прежнему удерживает третье место: трудности во взаимоотношениях с другими странами значимым государственным вопросом считают 13% опрошенных. Но и здесь накал страстей слегка ослаб: в январе и феврале таких респондентов было 14%. При этом военные действия на Украине беспокоят всего 3% — это минимальный показатель с сентября 2014 года.
Среди ключевых проблем для россиян остаются также низкий уровень жизни и зарплат и безработица. С ноября 2014 г. эти показатели изменяются незначительно, в пределах пары процентов, или остаются неизменными, и в среднем тревожат каждого десятого респондента. В марте они составили, соответственно, 11% и 8%.
Примечательно, что в сентябре прошлого года низкий уровень жизни и зарплат основной проблемой считали 16% россиян, ровно столько же «сторонников» было у инфляции, тогда как внешняя политика набрала всего 8%, а экономика — 10%. Совершенно ясно, что с тех пор уровень жизни у большинства граждан ухудшился, и зарплаты тоже не выросли. Остается только гадать, отошла ли данная проблема на второй план на фоне более насущных переживаний, или сыграл свою роль возросший патриотизм и готовность затянуть пояса.
Стоит также отметить рост обеспокоенности в области социальной политики. Этот показатель достиг максимального уровня за семь месяцев — 7%. А вот здравоохранение, как ни странно, тревожит лишь 6% (в сентябре 2014 г. было 10%), хотя на фоне масштабного реформирования отрасли можно было ожидать роста данного показателя. Видимо, граждане просто смирились с тем, что бесплатная медицина в стране стала полной условностью, и лечиться отныне придется за собственные деньги.
Аналогичная метаморфоза произошла с такими категориями, как развал сельского хозяйства и промышленности (7% в марте против 14% в сентябре 2014 г.), коррупция и бюрократия (5% против 10%), низкое качество образования (4% против 8%), низкие пенсии и пенсионная реформа (4% против 8%), высокие тарифы ЖКХ (3% против 10%). Все эти проблемы стали казаться менее значимыми на фоне общей экономической нестабильности и тревожности. Проблемы молодежи, материнства и детства, низкий уровень культуры, миграционная политика, развитие инфраструктуры и многие другие набрали по 1% и менее.
Многие россияне просто растеряны и даже не могут из вороха проблем выбрать самую актуальную. Пятая часть респондентов — 20% — вообще затруднились ответить на данный вопрос, в феврале таких было лишь 15%.