Хореографический ансамбль «Чарык сом» новокузнецкого Центра шорской культуры «Аба-Тура» вернулся из музея-заповедника «Томская Писаница», где более ста представителей коренных народов Сибири участвовали в самобытном и зрелищном фольклорном празднике Чыл-Пажи. Шорцы, телеуты, алтайцы, хакасы, тувинцы собрались, как всегда делали их предки, чтобы в день весеннего равноденствия устроить ритуальные проводы старому году и встретить новый – танцами, песнями, состязаниями и угощениями!
«Чарык сом» из Новокузнецка славил солнце новой весны вместе с другими сибирскими артистами. На концерт приехал и известный мастер горлового пения «кай» Болот Байрышев из Горно-Алтайска. А вела этот «смотр национальной самодеятельности» руководитель нашего центра «Аба-Тура» Юлия Каучакова. Прямо на снегу был расстелен ковёр, на котором мальчишки и мужчины доказывали свою ловкость в народной борьбе «куреш». Кто-то стрелял из настоящего лука, а кто-то пробовал настоящие шорские пельмени с мясом и кедровыми орехами, запивая их настоящим шорским чаем с травами и мёдом.
Шаманский обряд – главная часть весеннего праздника Чыл-Пажи – длился около часа. Его проводила потомственная шорская шаманка из Таштагола Надежда Муртаева, чьей помощницей была солистка мысковского национального коллектива «От эне» Чылтыс Таннагашева, которая, казалось, поддерживает силы шаманки своим пением. Многочисленные гости, обступившие шаманские костры любопытным кругом, смогли стать участниками уникального ритуала, с помощью которого жившие в нашем крае ещё тысячелетия назад люди оставляли в прошлом все беды, болезни и вражду, чтобы, очистившись, вступить в новый жизненный цикл.
Сначала в маленьком чёрном костре в виде колодца, разожжённом на западе, были сожжены чёрные ленточки «чалама», символизирующие всё плохое в человеческой жизни, накопившееся за год. А синие, красные и белые «чалама» – символы неба, солнца и чистых помыслов – Надежда Муртаева привязала к нарядной сбруе белого коня… Зрелище, и правда, было потрясающим! Шаманка камлала и, задабривая духов, «кормила» центральный двухметровый костёр мясом, хлебом, сыром, орехами и молоком. А после завершения обряда, когда все обошли угасающий огонь и подошли к священной берёзе, она попросила у неё благословения.
Когда-то в каждом шорском поселении нашего Кузбасса самыми важными людьми были именно шаманы – по-шорски «камы», которыми могли стать только особые избранники доброго бога Ульгеня. Обычно какие-нибудь родители обнаруживали у своего малыша отметину Ульгеня – «артак-сеок», лишнюю кость, бугорок на пальце или ямку в мочке уха. Шли к «действующему» шаману, и тот узнавал у главного духа-помощника, обитавшего на горе Мустаг, будет ли ребёнок камом. А получив подтверждение, начинал его учить. Если же хитрая косточка не находилась, то за будущего шамана брался злой бог Элрик, насылая своих подчинённых, духов «айна», которые вызывали у избранника мучительную шаманскую болезнь, пока не добивались его согласия стать шаманом.
Ульгень и Элрик – братья-творцы. Первый сотворил солнце, луну, звёзды, землю и реки. Второй – горы. Первый создал птиц, зверей и человека, но человеческую душу, как ни старался, сотворить не смог. Это сделал Элрик, поставив условие, что созданная душа будет принадлежать ему, а телом пусть владеет Ульгень. И шорцы верили, что добрый бог, живущий на небе, и злой бог, обитающий в подземье, равны между собой, а их власть над человеком одинакова. Так что счастье, здоровье, богатство – даётся людям по воле обоих, а не одного божества. И очевидное зло – болезни и несчастья – тоже.
Начинающему «каму» вырезали колотушку «орба» из черемуховой ветви, обтягивая её шкуркой белого зайца и привязывая к ремешку кусочки цветной материи. Но через год камлания колотушку обязательно надо было менять. А опытные сильные шаманы камлали при помощи бубна. Место, где они общались с предками, задабривали духов, договаривались с братьями-богами, «Камы» выбирали сами – обычно на поляне около берёзы. Свежую молоденькую берёзку ставили и в конический шалаш «одаг», чтобы зелёные листочки торчали сверху. На её стволе делали девять зарубок – это были ступени, по которым шаман забирался по очереди на все девять небес Ульгеня.
Сегодня в новокузнецкий Центр шорской культуры «Аба-Тура», который находится в ДК «Строитель», приходит много молодых новокузнечан. Руководитель центра Юлия Каучакова пишет сценарии, занимается режиссурой, ведёт праздники. У Светланы Ачоловой – кружок этнической моды «Элерган». Хореограф Александр Осипов руководит танцевальным ансамблем «Чарык Сом». А Ирина Анатольевна Ниткина – вокально-инструментальным ансамблем «Алтын Кай». Этот коллектив появился в ДК «Строитель» самым первым – ещё в 98-м. Люди, которые в нём когда-то занимались, приводят сюда своих детей, и они выступают в костюмах родителей!
Самому центру «Аба-Тура» уже исполнилось 16 лет – его первым руководителем была Татьяна Аркадьевна Ачелова. А шорский музей «Тазыхан» появился в 2001 году стараниями и энергией удивительного человека Татьяны Васильевны Тудегешевой, являющейся настоящим примером искренней любви к культуре родного народа.
«Аба-тура» – это название поселения, которое находилось на месте нашего Новокузнецка долгие века до появления тут русских казаков. «Аба-тура» – «Отец-город» или «Город кузнецов». Считалось, что покровителем здешнего народа был бог Аб – хозяин одного из небес Ульгеня, сам прекрасный кузнец, который спустился на землю, чтобы научить людей этому древнему ремеслу. От Аба у нас в городе «остались» и речка Аба, и Абашево, и Абагур… Сколько времени прошло, а языковая память об Абинских шорцах живёт!
Когда-то это был большой сильный род. Аба-тур населял наш край вместе с ещё одним прославленным шорским родом, который по имени родового тотема назывался Четтывер – «Семь волков». Упоминания об Аба-тур и Четтывер сохранились в древних китайских летописях, были высечены на камнях древнетюркских памятников… И это наша история!
Ирина Крылова.
Фото с сайта: www.t-kurer.ru
NK-TV.COM