Распоряжение Правительства РФ от 22 октября 202 1 г. № 2979-р Об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых осуществляется государственный учет выбросов парниковых газов и ведение кадастра парниковых газов вступило в силу 30 декабря. В этот перечень включен в том числе метан.
Метан – это углеводород, являющийся парниковым газом. Он не имеет запаха и безвреден для человека, чего нельзя сказать об атмосфере. Являясь вторым по распространению парниковых газов (на его долю приходится 16% выбросов), он наносит эффект в 20-25 раз больший, чем диоксид углерода при тех же количествах. Поэтому сокращение его эмиссии может значительно повлиять на замедление развития парникового эффекта в ближайшие десятилетия. Доля газа, выделяемого при добыче угля относительно других антропогенных источников, составляет 26 процентов.
Метаноносность разных угольных бассейнов России неодинакова. В шахтах Подмосковного бассейна, к примеру, выделения метана из угля не наблюдается. Наиболее метаноносны Кузнецкий, Карагандинский и Донецкий бассейны. Прогнозные ресурсы метана в основных угольных бассейнах России оцениваются в 83,7 трлн куб. м, что соответствует примерно трети прогнозных ресурсов природного газа страны. Особое место среди угольных бассейнов России принадлежит Кузбассу, который по праву можно считать крупнейшим из наиболее изученных метаноугольных бассейнов мира.
Известен метод борьбы с излишним выделением метана – это дегазация угольных пластов. Ужесточение законодательства по данному вопросу произошло после аварии на шахте «Распадская» 9 мая 2010 года. Многочисленные жертвы и временный выход из строя одной из крупнейших по стране шахт, поставляющей коксующиеся угли – вот итог отсутствия дегазационной системы в режиме столь крупного предприятия. Тем не менее, шахты, применяющие дегазацию, сжигают метан или же просто выпускают его в атмосферу. Например, за 2014 г. выбросы метана в Кемеровской области составили 756366 т, то есть 1,153 млн.м3 , и из этой суммы доля выбросов, приходящая на угольные предприятия, составляет 97,6%. Однако по данным в среднем, в течение года на шахтах России выделяется 1,3 млрд м3 СН4 и более 96% абсолютно бесцельно выбрасывается в атмосферу. Так, Кузбасс почти не использует шахтный метан, а Воркута использует, но не на более, чем 40%. Хотя, в целом, запасы метана в Кузбассе оцениваются в 13 трлн.м3, что сопоставимо с масштабами залегания газа в Уренгойском месторождении, являющимся 3-им в мире по запасам газа (16 трлн м³), а запасы в Печорском угольном бассейне 2 трлн.м3 Добыча метана в Кузбассе могла бы сдать мощным направлением параллельным угледобыче, но в регионе приоритет отдается открытой добыче угля, при которой выделение метана не удается контролировать.
Как в таких условиях будет проходить реализация разработанной до 2050 года Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов можно лишь догадываться. Наверное, никак. Поэтому благодаря воздействию кузбасского метана на глобальное потепление ощутят на себе во всех уголках планеты, в том числе там, где давно уже перешли на «зеленые» технологии.
Светлана Зеленина