Интернет издание NKTV.COM продолжает серию публикаций из книги Сергея Ермакова о музыкальной культуре нашего города «ПроРок в Родном Отечестве. История эстрадной культуры Новокузнецка 1960-2000»Сегодня продолжение нашего рассказа об известном новокузнецком музыканте Александре Евсюкове.

Вспоминает Александр Евсюков: «В середине 1983 года меня пригласили заниматься с самодеятельными ВИА алюминиевого завода. Были предоставлены две небольшиекомнаты в ДК НКАЗа, было обещано приобретение всего необходимого музыкального оборудования и даже «горячего стажа» с соответствующей зарплатой. Но всё это, кроме двух пустых комнат с кучкой давно отслужившего свой срок музыкального барахла, как всегда о казалось только обещанием. Но мне, простодырому, было не привыкать верить людям на слово. Успокаивало то, что я занимаюсь любимым делом, и вера в «светлое» будущее. Участниками самодеятельности были рабочие завода и учащиеся профильного ГПТУ № 52. Желающих играть и петь в ансамбле набралось на шесть составов! Ребята старались, занимались, играли на заводских мероприятиях. Накануне каждого из многочисленных смотров художественной самодеятельности металлургических предприятийадминистрация завода гарантировала им (в том числе и мне) наконец-то купить годами обещанные инструменты и аппаратуру. Смотры выигрывались, дипломы,

грамоты и звания лауреатов грели душу администрации, а мы опять оставались с носом. Позднее выяснилось, что директор завода даже не знал о наших проблемах. Финалом этой истории стало то, что в 1989 году я ушёл, а ансамбли развалились. Пара лет совмещения рабочих профессий с игрой в небольшом, наспех собранном оркестре закончилась приглашением опять-таки в ДК НКАЗа, но теперь уже «радистом» (так называли теперешних звукооператоров театрального зала) и звукорежиссёром студии звукозаписи. Толчком к этому послужило невероятное, фантастическое событие – завод приобрёл для дворца великолепный по тем временам комплект усилительной аппаратуры, микшерныйпульт и музыкальные инструменты (гитара, безладовый бас и синтезатор SY-77) – всё

фирмы Yamaha. Студии как таковой не было. Были две отдельные комнаты, между которыми мы ещё раньше, во времена занятий в них самодеятельных ансамблей,изладили застеклённое технологическое окно. Вот тебе и помещения для аппаратной и студии. Открывалась перспектива осуществления многолетней мечты далёкой юности, того, к чему шёл с 1968 года – работа в студии звукозаписи. Все прошлые обиды были забыты. Всё моё время, вся энергия и усилия направились на создание студии».

                                                    БИГ-БЭНД ДК НКАЗА

Александр Евсюков: «Ещё одно значительное событие 1991 года – это появление

в ДК полноценного джазового биг-бэнда. Бытует мнение, что этот коллектив якобы

создал я, но это неправда. Уже сформированный оркестр какое-то время не имел постоянной прописки (репетиционной базы). Мне всего лишь надо было убедить

директора дворца взять на работу лучший джазовый оркестр города. Я подчёркиваю слово «лучший», потому что создал и руководил бэндом Евгений Дмитриевич Ларин, авторитет которого как мастера аранжировки-инструментовки и исполнителя был непререкаем. В состав входили: саксофонисты Евгений Ларин, Геннадий Наумов, Александр Аверченко, Геннадий Матросов, Михаил Тарасов и Алексей Балабанов, трубачи Александр Кабанов, Юрий Лукин, Тихон Соколовский и Андрей Моисеев, тромбонисты Михаил Осипов и Юрий Тарасенко, басист Александр Евсюков, ударники Юрий Иванов, Сергей Тищенко и Сергей Найданов, гитарист Андрей Ушаков, клавишник Олег Павлов, вокалист Евгений Листратов.Позднее Евгений Ларин играл и писал аранжировки в джаз-клубе «Геликон», и уже звание лучшего по праву принадлежало «Новому Кузнецкому биг-бэнду» до тех пор, пока весной 2006 года друг за другом не ушли из жизни руководитель «Геликона», талантливый администратор Анатолий Берестов и Евгений Ларин. «Незаменимых нет, но есть неповторимые», – сказал Пабло Пикассо. Оркестр ДК, несколько раз меняя руководителей и сократившись с 16 до 8 человек, просуществовал до 1996 года. В начале

двухтысячных при дворце (тогда уже ДК «Алюминщик») на базе оркестра новокузнецкого цирка Виктор Андреевич Серый создал эстрадно-симфонический оркестр. Его как руководителя и дирижёра сменил Владимир Васильевич Василин».

                                                   СТУДИЯ ЗВУКОЗАПИСИ

«Что же касается студии звукозаписи ДК, то датой еёрождения для меня стал июль 84-го. Тогда я без разрешения кувалдой пробил дыру в стене под студийное окно, получив нагоняй от начальства. Само окно было сделано изподручных материалов на даче. Достал два рулона тканидля драпировки стен, полы застелил кусками списанногоковролина… Не могу сказать, что студия совсем не финансировалась, но здесь сказывалось отсутствие у меня дипломатической жилки, умения «прогнуться» где надо: воспитание не позволяло. Подать список необходимого минимума для студии, найти этот минимум, взять счёт в магазине – это легко, а вот ходить канючить, стоять над душой каждый день после фразы «денег нет» у меня хватки не было. С директором – Дмитрием Ивановичем Пурпутиди– мы сотрудничаем с начала восьмидесятых. Он тогда отвечал за культуру в завкоме НКАЗа. У директора всегда забот выше крыши. Одних только коллективов самодеятельности больше десятка да ещё технический и прочий обслуживающий персонал. И у каждого свои вопросы, решение которых требует финансовых вложений. А тут ещё я со своим новым, далеко не типовым в соответствии с техническими требованиями проектом переделки студийных помещений. Печально, но студия была оборудована по остаточному принципу. Да и остатки эти сладкие были столь скудны и редки, что о достойнойкомплектации в обозримом будущем говорить не приходилось. Кризис длиною в четверть века. Иногда меня называют руководителем студии, но у руководителя должен быть хотя бы один подчинённый. В моём случае аранжировка, запись, редактирование, мастеринг, сведение музыкального материала делалось в одиночку. Как бы там ни было, но записаны тысячи фонограмм. Подавляющее большинство из них не благодаря, а, скорее, вопреки. Бывают моменты, когда неделями из студии не вылезаешь. Но чего не сделаешь для поддержания доброго имени родного ДК. Здесь, во дворце, я всю свою сознательную жизнь. И что для меня первично дом или дворец – большой вопрос. Это, конечно, ненормально, но уж как есть».

                                                     СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

Александр Евсюков: «С появлением Интернета почти любую минусовку можно скачать на специализированных сайтах. Однако не все так просто, технический прогресс подтащил другие проблемы. При записи плюсовых фонограмм певцы должны, как ни странно, хорошо владеть своим голосом. А из десяти-пятнадцати дублей можно создать довольно приличную партию вокала. Чуточку обработать реверочком или ещё какой-нибудь«украшалкой». Приличный костюм или платье (это обязательно), и ты звезда! Сейчас совсем не обязательно преподавателю по вокалу потеть с учениками. Все выступают под плюс. Как-нибудь пропел без ошибок текст по бумажке в студийный микрофон, а остальное звукорежиссёр приборчиками выправит, доведёт до нужной кондиции. Выступление под плюс, конечно классная штука. Можно и на сцену поставить совершенно другого. Есливовремя открывать рот, зрители ничего не заметят. Танцорам в этом отношении сложнее… Что же касается мечты далёкого детства о композиторстве, то для меня искусство музыкальной композиции стало чем-то вроде личного дневника.

От мыслей и себя не убежишь. Наиболее интересноезаписываю, но только в стол.

В наше время при желании каждый месяц можно записывать очередной авторский альбом и позиционировать себя композитором и аранжировщиком…»

Фото на аватаркеАлександр Евсюков в студии с дочерью. 

Фотографии из личной коллекции Александра Евсюкова

Продолжение следует …

Сергей Ермаков 

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Культура Кузбасса стратегически скорректирована

Региональная государственная программа «Культура Кузбасса» постановлением област…