Чем похожи 1833 и 2024 год? Кажется между ними больше отличий, чем сходства. Однако их всё-таки объединяет кое-что по-настоящему важное – отчаянное человеческое желание быть счастливыми. Но что такое счастье? Деньги? Любовь? Воспоминания молодости? На этот вопрос пытается ответить «Пиковая дама» в постановке Андрея Сидельникова, которая идёт на сцене Новокузнецкой драме почти пять лет.
Несмотря на столь внушительный репертуарный возраст, работа питерского режиссёра, который цитирует Пушкина дословно, по-прежнему волнует новокузнецких зрителей. На спектаклях обычно мало свободных мест. В чём секрет такого успеха?
Когда пушкинская повесть вышла в свет, она сразу, как сегодня говорят, «зашла». Игроки повсеместно понтировали на тройку, семёрку и туза, а при дворе с видимым удовольствием обсуждали, на какую из великосветских старух больше похожа Анна Федотовна.
Чтобы добиться соответствия сегодняшнему времени и сочувствия-соучастия современного зрителя, Андрей Сидельников расставляет – а артисты Новокузнецкого драматического театра обыгрывают – собственные акценты. Но прежде всего, «Пиковая дама» размышляет о счастье.
Германн (Александр Шрейтер) и Лиза (Полина Зуева) одновременно пишут в воздухе заветные семь букв, и оба готовы заплатить за желаемое любую цену. Однако каждый герой грезит о собственном счастье! И для каждого сидящего в зрительном зале оно своё.
Творящееся на сцене завораживает. Перед явно заинтригованными и даже испуганными зрителями разворачиваются сцены мрачного Петербурга, жуткой смерти старухи, обречённой на проигрыш игры с дьяволом. Даже сёстры милосердия, горничные, девушки на балу (Наталья Пивоварова, Вера Кораблина, Маргарита Смирновская) походят на выходцев с того света, двигаясь и завывая, как зловещие мертвецы из фильмов ужасов.
В общем, материал гениального Пушкина подаётся в щекочущем нервы формате хоррора, где мастерски нагнетается зловещая атмосфера.
И ведь отлично знаешь, чем там всё кончится, но волей неволей поддаёшься ужасу перед происходящим! «Пиковая дама», и правда, крепко держит зрительское внимание, превращаясь из рассказанного Александром Сергеевичем светского анекдота с приятно ощутимым привкусом мистики в будоражащий и пугающий мистический триллер.
Отлично пугает Петербург в декорациях художника-петербуржца Николая Слободяника – 17-й «нумер» Обуховской больницы для сумасшедших, невские сфинксы, тёмная комната Пиковой дамы Анны Федотовны (заслуженная артистка России Вера Березнякова). А свет (Елена Алексеева), видео (Алексей Фомяков) и музыкальное оформление (Валерий Гнездилов) создаёт гнетущее, звенящее ужасом напряжение.
Чудесны костюмы художницы Марии Лукки – «серой мышки» Лизы, великолепной великосветской старухи-графини. Органична и выразительна пластика всех героев (хореограф Александр Ельцов), начиная от Томского (заслуженный артист России Андрей Ковзель), Нарумова (Евгений Лапшин),
Сурина (Владислав Сарыгин), молодого архиерея (Сергей Ермаков) и заканчивая игроками (Александр Коробов, Илья Власов, Андрей Грачёв).
Новокузнецкий артист Анатолий Смирнов соединяет в одном образе знаменитого игрока и добродушного доктора психбольницы Чекалинского, а возможно, даже режиссёра – или автора – ужастика о Пиковой даме. Но царицей бала, безусловно, остаётся, роковая для Германна графиня Анна Федотовна.
Бывшую «московскую Венеру», ставшую капризной своенравной старухой, которая откровенно третирует бедную воспитанницу Лизу, мучают привидения воспоминаний о канувшей жизни и молодости. А от её призрака на затылке шевелятся волосы!
Правда, герои стародавней пушкинской истории ведут себя совсем не по канонам позапрошлого века, когда они были придуманы. Не только страстный Германн, но и тихая послушная Лиза будто горят. Они бегают и кричат, почти бьются в надрывной истерике. Однако делают это очень искренне, так что в подлинность чувствуемого ими – и выкрикиваемого – безоговорочно веришь. А их несчастью – от невозможности получить желаемое счастье – до слёз сочувствуешь.
Следующий показ «Пиковой дамы» в Новокузнецком драматическом театре – 30 марта.
Инна Ким