Американские компании и общественные организации предупреждают, что санкции в отношении России ударят по экономике США.

В Вашингтоне нарастает напряжение: власть и политические партии активно обсуждают вопрос санкций, которые США могут применить в отношении России из-за ее политики в отношении Украины. Прийти к консенсусу пока не получается: кто-то требует принятия карательных мер кто-то – политического урегулирования. Однако, пишет Wall Street Journal, бизнес пристально следит за происходящим и предупреждает, что жесткие решения могут стать своеобразным «бумерангом» и ударить по самой американской экономике. В ЕС же, судя по всему, прекрасно это понимают.

Сам по себе вопрос санкций не стоит – обсуждается лишь их степень: жесткая или мягкая. Так, за наиболее радикальные меры выступают помощник госсекретаря США Виктория Нуланд и посол США на Украине Джеффри Пайятт. За мягкие – министр финансов Джек Лью, торговый представитель США Майкл Фроман и советник президента по международным экономическим вопросам Кэролайн Аткинсон.

Между тем, российский министр иностранных дел Сергей Лавров уже предупредил госсекретаря США Джона Керри, что санкции могут «ударить» и по Америке. В ходе телефонного разговора Лавров призвал США не делать «поспешных, непродуманных шагов, которые могут навредить российско-американским отношениям, особенно в сфере санкций, которые неизбежно станут бумерангом для самих США», — говорит в заявлении МИД РФ.

Декларируя свое намерение не допустить эскалации ситуации на Украине, президент США ввел новые визовые ограничения в отношении российских и других оппонентов правительства Украины в Киеве и дал согласие на финансовые санкции в отношении лиц, участвующих в военной интервенции или хищении государственного имущества. Обе палаты Конгресса рассмотрели возможность принятия законов о санкциях в отношении России. Проявляя большую осторожность, чем Барак Обама, канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что введение европейских санкций в отношении России будет зависеть «от того, как прогрессирует дипломатический процесс». Впрочем, президент ЕС Херман Ван Ромпей сказал, запреты на поездки, замораживание активов и отмена саммита ЕС-Россия еще могут быть приняты.

В Европе президенты и премьер-министры стран, входящих в состав валютного блока, пока действительно отказываются идти на более радикальные шаги, такие как замораживание активов и запрет на въезд для российских чиновников. Ситуация вполне понятная: товарооборот с США у России составляет менее одной десятой части товарооборота с Европой. Российские инвесторы владеют активами на миллиарды в европейских банках, в частности в Великобритании, и основных экспортеров, таких, как Нидерланды и Германия, так что там на карту поставлено гораздо больше, чем у Соединенных Штатов. Как считает Стивен Пайфер, бывший посол США на Украине, аналитик из института Брукингса. «Россия могла бы сказать: «Ну, мы собираемся отрезать свой газ, а вы, ребята, можете теперь покупать дополнительный газ и платить высокие цены».

То, что республиканцы с демократами не могут прийти к решению – в общем-то вполне ожидаемое развитие событий, они даже в отношении своей собственной экономики не могут достичь консенсуса. Белый дом же пока, похоже, просто не определился с этим вопросом: от Барака Обамы многие требуют жестких мер, но какими они будут и что принесут в ответ – пока непонятно, тем более что Россия уже ясно дала понять, что молчать не станет, и экономические санкции будут двусторонними. Так, самой первой проблемой для Запада станет вопрос энергетический, и тут в наибольшей опасности находится Европа. Но больше всего пострадать может финансовый сектор – Москва может перейти на расчеты с торговыми партнерами в национальных валютах, об этом сегодня заявил Алексей Улюкаев.

Нефтяной вопрос стоит для РФ остро. Вклад России в мировые поставки нефти намного больше, чем у США, – порядка 11 млн баррелей в день, что составляет около 13% мировых поставок. Но это же означает, что любые санкции против российской продукции станут причиной повышения мировых цен на нефть. Так что баталия в нефтегазовой сфере может дестабилизировать мировые рынки. Заявление США о намерении «распаковать» свои резервы вряд ли спасет ситуацию – долгосрочное вмешательство вряд ли пойдет на пользу энергетической безопасности самих Штатов.

Скорее всего, битва будет происходит в других сферах. Конгресс в 2012 году принял так называемый закон Магнитского, который предусматривает санкции в отношении представителей российской власти, причастных к нарушениям прав человека. На сегодняшний день под санкции этого закона попали 18 человек. Но американские чиновники и законодатели вполне могут расширить этот список.

Кроме того, американское казначейство уже давно рассматривает Россию как центр мировой торговли оружием и организованной преступности. Но за последние десятилетия Вашингтон работал в тесном сотрудничестве с Москвой по этому вопросу. Теперь Министерство финансов США и Госдепартамент могут пойти на более агрессивные меры в отношении российских банков и торговых компаний, в отношении которых существуют подозрения о предполагаемом участии в таких вопросах, как сотрудничество с президентом Сирии Башаром Аль-Асадом и разработка иранской ядерной программы. «Дебаты по поводу роли России в отмывании денег давно назрели, — отметил Хуан Зарате, бывший чиновник администрации Белого дома и казначейства периода Джорджа Буша. – Можно определенно ждать санкций для российских компаний с точки зрения налогов и поставок вооружения».

Тем не менее, такие заявления пугают американское бизнес-сообщество, которое хочет избежать односторонних санкций против Москвы, так как в результате их конкуренты в Европе могут увеличить свою долю на рынке. Так, Американо-Российский деловой совет встретился с советниками по национальной безопасности администрации Обамы на прошлой неделе, чтобы обсудить свои опасения по поводу санкций. «Мы в бизнес-сообществе не хотим оказаться между двух огней», — заявил исполнительный вице-президент организации Майрон Бриллиант. Санкции могут повлиять на многие американские компании, например, производителей продуктов питания, нефтяные компании и авиацию Boeing Corp. имеет в России совместное предприятие, а для PepsiCo российский рынок — второй по важности с точки зрения получаемых доходов.

Свои опасения озвучили и так называемые «общественники». В Москве существуют представительства целого ряда организаций: например, ВТО и Financial Action Task Force. И санкции несут в себе риск того, что финансовая кампания против Кремля может представлять угрозу для усилий по борьбе с незаконной торговлей и контрабандой оружия, распространением ядерного оружия, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков. «В момент преобразования России в противника вы усложняете глобальные усилия, — предупреждает Хуан Зарате, . – Мы рискуем получить обратный эффект».

Комитет сената США по внешней политике уже одобрил законопроект, который вводит санкции против государственных деятелей из России, которые, по его мнению, замечены в коррупции и в способствовании военному сценарию разрешения крымского конфликта, указывает директор аналитического департамента ИК United Traders Михаил Крылов. Законодатели предлагали ввести санкции против банков и компаний ТЭК, но этого в законопроекте нет. В резолюции сената № 378 от 11 марта 2014 говорится, что в случае отказа России освободить блокированных украинских военных для американо-российских отношений будут существенные последствия.

В резолюции вносится четыре предложения, отмечает эксперт. Во-первых, президента США призывают использовать санкции и поставить вопрос о выводе России из Большой восьмёрки. Второе предложение — помочь восстановить украинскую экономику и энергетическую независимость с помощью 1 млрд долларов кредитных гарантий. Члены комитета, не поддержавшие законопроект, считают, что давать деньги через МВФ бессмысленно, потому что кредитование Украины – это не займ, а подарок в свете её плохого кредитного рейтинга. Республиканцы обещают голосовать против законопроекта, так как можно было использовать 150 млн долларов на военные нужды, а не на помощь. Третье предложение — вернуть якобы украденное Виктором Януковичем. Наконец, исполком ФИФА призывают пересмотреть решение о проведении в России чемпионата мира по футболу 2018 года. «Ключевая особенность этих предложений по санкциям в том, что, собственно, наказываются только чиновники, а денег на спонсирование Украины конгресс может и не дать», – объясняет Михаил Крылов.

Из возможных новых экономических способов воздействия на РФ обсуждаться могли блокада российского экспорта и отказ от импорта в нашу страну, отмечает эксперт проекта «Общественная дума» Сергей Литвиненко. Но экономически Россия сегодня представляет собой довольно перспективный и важный рынок сбыта для IT-корпораций, пищевых концернов, автопроизводителей, финансовых структур. И добровольный уход с таких позиций для американцев будет означать отказ от колоссальных доходов, на что бизнес вряд ли пойдет, даже исходя из самых сильных политических эмоций. Вообще в глобальной экономике Россия выступает одним из основных покупателей и поставщиков, и сокращение объемов таких сделок неизбежно бьет по экономическому положению стран-партнеров.

Если начать поискать «слабые места» в России, их очень легко найти, считает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. Так, каждый второй гаджет в руках россиян – это американский бренд, а все государственные службы и учреждения работают в операционной среде Windows, повсеместно применяются продукты Microsoft и Google, обмен информацией практически везде осуществляется через интернет. Быстро перейти на что-то иное не получится, но и объективных причин для страхов, скорее всего, нет, считает эксперт. Ведь отказ от всех этих средств – это огромные убытки для производителей, и на это не пойдет ни российский, ни американский бизнес.

Так что пострадать могут действительно обе стороны. Экономические санкции в отношении России пока вряд ли будут иметь определенный выраженный эффект, полагает аналитик МФЦ Анна Линевская. Сократив доступ к кредитным средствам для российских банков, Запад сам не выиграет, но и РФ не навредит: Центробанк готов замещать эти средства частично. Иными словами, вряд ли украинский вопрос станет тем самым, ради которого Запад будет готов рисковать собственной устойчивостью. Геополитические интересы тут выражены не слишком ярко, однако для США есть определенная угроза в виде теплых отношений России с Китаем — против этого партнерства Вашингтону пока особенно и нечего противопоставить. Плюс ко всему, российско-китайские отношения развиваются по спирали собственных валютных интересов, не привлекая доллар, и это тоже минус для США.

Так или иначе, но уже в ближайшие дни может стать известно об экономических санкциях США в отношении России. От того, какими именно они будут, зависит и то, насколько сильным будет удар «бумеранга» по Америке.

http://expert.ru

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Правительство утвердило создание комиссий по противодействию нелегальной занятости

Положение о создании межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости ут…