Ответные шаги России по ограничению импорта некоторых продуктов питания из стран Европы, принятые в ответ на санкции западных стран, изменили структуру рынка продовольствия.
— Снижение импортных поставок уже во многом компенсировано за счет продовольствия из стран, которых санкции не коснулись, — сообщил директор департамента регулирования агропродовольственного рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Александр Сироткин на международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow. — Снижение поставок овощей компенсировано полностью, птицы — на 51%, рыбы и морепродуктов — на 40%.
Новые условия позитивно повлияли на отечественное сельскохозяйственное производство: в 2014 году оно выросло на 3,7%, а пищевая и перерабатывающая промышленность — на 3,3%. Рост продолжился и в первом полугодии 2015 года. АПК вырос еще на 2,9%: производство мяса увеличилось на 6%, молока — на 3%. Вылов рыбы вырос на 9%, а ее переработка — на 5%. В целом за 10 лет достигнуты неплохие результаты в первичном сельхозпроизводстве. Но для повышения его рентабельности необходимо развивать логистику и переработку, строить современные овощехранилища, оптово-распределительные центры и т.п.
В связи с падением курса рубля и снижением доходов изменилась и структура потребления, отметила руководитель подразделения Consumer Panel Service компании GFK Елена Самодурова. Потребитель переключается с более дорогих продуктов на более дешевые, реже совершает покупки, отдавая предпочтение промоакциям и товарам со скидками, частным маркам (см. диаграмму). Говядину и мясные деликатесы заменяют другими белковыми продуктами — птицей, свининой, дешевыми колбасами и сортами рыбы, плавлеными сырами и прочей молочкой. Дешевыми картофелем, капустой, свеклой — более дорогие помидоры, сладкий перец, баклажаны. В целом рынок FMCG (товаров повседневного спроса) стагнирует, уверенно растут лишь современные каналы торговли — гипермаркеты, магазины-дискаунтеры, промоакции и т.п.
Тема снижения потребления и необходимости его стимулировать стала ключевой.
— В следующем году нас ожидает серьезное падение мясного рынка, — прогнозирует президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. — Поэтому государство должно стимулировать спрос. Самый лучший способ — закупки в госрезерв продукции, которая производится в РФ. Не менее эффективной будет и поддержка населения — пусть народ купит себе курицу или свинину. В мясной промышленности надо от субсидирования производства продукции переходить к субсидированию средств производства — кормовых добавок, ветпрепаратов, оборудования для переработки и т.п.
— Ведомства не понимают, что нужно делать, и не общаются с бизнесом, — высказал претензии руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Ошибочно представление, что на рынке продуктов есть импортозамещение, его на самом деле нет. Главная причина падения рынка — девальвация рубля. Мы относимся к числу стран, в которых потребляют много мяса: в 2014 году около 75 кг на душу населения, а в богатых странах этот показатель равен 82 кг. Само по себе снижение потребления до 65 кг не трагично, но для производителя это плохо. Единственный способ повысить потребление — помогать тем, кто нуждается.
Говоря о поддержке населения, идеологи мясной отрасли, очевидно, имели в виду систему адресной продовольственной помощи для малоимущих — специальных карточек, по которым можно было бы приобретать отечественные или локальные продукты. Ее по поручению правительства готовит минпромторг. Но в аудитории нашелся и оппонент — владелец одного из малых мясоперерабатывающих заводов.
— Если поддерживать потребление, мы окончательно погубим крестьянство. Индивидуальный предприниматель, который выращивает птицу или свиней на частном подворье, уже не сможет конкурировать с большими предприятиями и просто разорится, — подал он реплику из зала. Однако продолжения темы не последовало, поэтому осталось непонятным, за кого переживал слушатель — за крестьянина или за перспективы своего предприятия, которое работает на таком сырье.
— Меры господдержки сельхозпроизводителей сыграли свою роль, — напомнил председатель Национального союза производителей овощей Сергей Королев. — Иначе нас ждал бы провал на овощном рынке. Но ввозные пошлины не стимулируют производство овощей, так же как и уровень рентабельности в 9%. Пока экономических условий для инвестиций в отрасль нет — цены на технику и оборудование выросли вдвое, себестоимость возросла, а цены даже упали. Конечно, рост цен на овощи через пару месяцев начнется и продлится всю зиму, но это обычные сезонные колебания.
— Наша рыбная отрасль может безболезненно заместить импорт, — добавил оптимизма собравшимся президент ассоциации «Рыбопромышленный холдинг «Карат» Владимир Романенко. — До 2014 года 65% вылова шло на внешний рынок. С 2014-го мы перенастроились на внутренний рынок — сейчас на нем реализуется уже 50%. До конца текущего года доведем эту цифру до 60-65%. Но цены на рыбу начали расти еще до санкций, а с ноября 2014 по февраль 2015-го выросли резко.
— В молочной отрасли невозможно быстро увеличить сырьевую базу, — заметил исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. — После ведения контрсанкций освободилось до 20% рынка. Но значительно увеличился объем некорректно маркированной продукции (поддельной продукции, в которой вместо натурального молока и молочного жира используются растительные жиры. — Прим. авт.). Резко — на 30-40% — выросла себестоимость, хотя пока роста цен нет. Инвестпроекты заморожены, им нужна поддержка, так как деньги могут просто пропасть. Ключевой вопрос — потребление, которое надо стимулировать.
— Спрос падает каждый месяц, — подтвердил и директор по продажам Агропромышленной группы «Продо» Дмитрий Судариков. — Люди уходят из среднего ценового сегмента в нижний — ключевым фактором остается цена. На этом фоне идет снижение качества — многие пытаются заменить сырье более дешевым, изменить рецептуры продуктов, а это чревато потерей доверия. Мы будем снижать издержки не за счет потребителя.
На этой невеселой ноте дискуссия и закончилась. Следующего шага предприниматели, видимо, ждут со стороны ответственных ведомств.