В России впервые с 1999 года начали сокращаться пенсии в реальном выражении. С одной стороны, по сравнению, например, с кризисом 2008–2009 годов российские пенсионеры сейчас получают в два раза больше. Но с другой – за последние 15 лет рост пенсий в годовом выражении еще ни разу не отставал от инфляции. Как замечают эксперты, сейчас существенно изменилась ситуация: структурные дисбалансы усугубились внешним шоками, кризис стал затяжным, источников для массированной поддержки населения у государства все меньше.
В прошлом году впервые с 1999-го в России начали падать реальные доходы населения. В этом году сокращение доходов продолжилось. И выражалось оно в глубоком спаде не только реальных зарплат населения (по итогам ноября в годовом выражении на 9%), но и реального размера пенсий, чего тоже еще ни разу не случалось за последние 15 лет. Речь идет о сокращении пенсий с учетом инфляции.
Последние данные по динамике пенсий Росстат приводит сейчас пока лишь за октябрь, однако уже можно говорить о долгосрочной тенденции: в январе–октябре этого года пенсии в реальном выражении сократились в целом по стране на 4% к тому же периоду 2014-го.
Как заметили в конце минувшей недели в своем декабрьском мониторинге специалисты из Института им. Е.Т. Гайдара, Академии народного хозяйства и госслужбы, Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития, «на 4% сократился реальный размер назначенных пенсий, и в этом главное отличие текущей ситуации от кризиса 2009 года». Экономисты напоминают, что в кризис-2009 за счет резко увеличенных пенсий властям удалось избежать существенного сокращения доходов населения.
По данным Росстата, и в 2008-м, и в 2009-м, и в 2010-м пенсии в среднем по стране росли в номинальном выражении сразу на несколько десятков процентов в год. Этот рост существенно опережал инфляцию. В 2008 году в реальном выражении пенсии выросли сразу на 18%, в 2009-м – почти на 11%. В 2010-м после проведенной валоризации рост с учетом инфляции почти достиг 35%. И хоть сейчас российские пенсионеры по сравнению с прошлым кризисом получают как минимум в два раза больше, однако произошедший перелом тенденции может стать для многих пенсионеров шоком, ведь теперь – с учетом инфляции – они начали терять свои доходы.
Президент Владимир Путин на Большой пресс-конференции одним из позитивных событий этого года назвал индексацию пенсий по уровню фактической инфляции 2014 года – на 11,4%. Он уточнил, что это было сделано, «несмотря ни на какие проблемы». Однако инфляция в этом году стала выше прошлогодней, поэтому даже такой индексации, которой похвалился президент, на самом деле оказалось недостаточно.
При этом в следующем году власти планируют индексировать пенсии уже не по фактической инфляции, а по прогнозной. В начале 2016-го пенсии в стране увеличат на 4%. Хотя сейчас, по данным на ноябрь, инфляция в России в годовом выражении составляет 15%. По итогам всего года правительство ожидает инфляцию не более 13%.
Власти обещают, что во второй половине 2016-го они могут доиндексировать пенсии, но зависеть это будет от экономической ситуации. То есть в случае усугубления кризиса есть опасность, что и в следующем году реальные доходы пенсионеров продолжат сокращаться.
«В кризис 2008–2009 годов у российской власти была цель не допустить падения реальных доходов населения. Возможно, такая цель была поставлена под влиянием мирового сообщества. Тогда был мировой финансовый кризис, и общая рекомендация для всех была – заняться поддержкой потребительского спроса и налоговым стимулированием экономического роста», – напоминает первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. А сейчас, по ее словам, превалирует другая идея: «Надо сокращать издержки, бюджетные траты и экономить на социальных расходах».
«Сейчас мы имеем дело с другим, чем в 2008–2009 годах, кризисом. Он другой по своей природе. Если тот кризис был все же техническим, он был эхом глобального финансового обвала, то сейчас кризис имеет структурный характер. Он вызван тем, что накопились структурные диспропорции, которые сначала привели к замедлению роста экономики, а потом спаду. Плюс все это было отягощено внешними шоками – падением цен на нефть и санкциями. Ничего подобного не было в 2008–2009 годах», – поясняет директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
«В прошлый кризис реальные доходы населения не падали благодаря прежде всего бюджетным вливаниям. Власти на это пошли, и нам повезло, что мы быстро проскочили кризис, даже испугаться не успели. А сейчас уже нет финансовых возможностей, чтобы так же индексировать доходы населения. Сейчас кризис принимает тяжелый и затяжной характер», – предупреждает Николаев. Кроме того, как он уточняет, «власти держат в уме выборы и не могут сразу все средства бросить на повышение доходов населения».
О продолжительном характере наблюдаемого сегодня кризиса говорит и директор Независимого института социальной политики Лилия Овчарова: «Сегодняшний кризис отличается от предыдущих тем, что он затяжной с точки зрения падения уровня жизни: 2014-й и 2015-й – это два года сокращения реальных денежных доходов населения».
В 2008 году власти отреагировали на кризис резким повышением пенсий, но это, как уточняет Овчарова, была даже не столько индексация, сколько просто ускоренный рост пенсий, который затем дополнили валоризацией. Сейчас такой антикризисной меры власти не предпринимают, признает эксперт.
Однако Овчарова все же обратила внимание на то, что «сейчас пожилые люди в России практически не попадают в число бедных, поскольку у нас есть такая социальная программа, как компенсационные доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера».
адвокат
31.12.2015 21:04 в 21:04
Воров стало больше при общенародной казны. А правительство закрывает глаза.
Читатель144115
01.01.2016 11:38 в 11:38
Полностью согласен и это заметно особенно в нашем городе и нет доверия главе города ничего для народа не делает и депутаты наши народные уже давно не народные и законы не работают а главное все прикрываются народом веть вы же выбрали