В Художественном музее на прошлой неделе открылась выставка Константина Шурпатова «Мир художника». Пейзажи, в том числе городские, картины фэнтезийного плана, которые с долей условности можно назвать сюрреализмом. Сюр для него – «пятьдесят на пятьдесят» от всех работ.
Собственно, я поначалу воспринимал его упертым последователем сюрреализма. Но оказалось, что это не так. Это – лишь часть его творчества. Константин говорит образно: « Мне говорили, что, мол, ты определись, выбери что-нибудь одно. Но я не могу. Это как вдох и выдох. Сюр требует долгой проработки, размышлений, когда я устаю, то пишу пейзажи – отдыхаю».
Мы стоим у «Лета на Казыре» , где струи Большого Казыра вырываются через пороги на глубину, образуя в этом месте водяную линзу, которая выпукло обозначает камни на дне, слюдяное движение мощного потока реки. «Тут метров шесть глубины», — говорит Константин. Не знаю, есть ли на Казыре такие глубины, но речная линза выписана хорошо – точно.
Рядом – узнаваемый с детства вид Кондомы в районе Водной станции: тихий безлюдный пейзаж, только слева за рамкой картины кто-то плещется в воде – от туда, тревожа почти зеркальную гладь плеса, идут волны…Точно переданное впечатление от раннего летнего вечера у реки.
Он больше любит лето. « Как сибиряку мне больше нравится лето, — рассуждает он. – Оно длится два-три месяца, каждый раз ждешь с нетерпением. Конечно, «мороз и солнце – день чудесный».. Но летом все оживает и оживляется, и хочется передать эту красоту».
Летом Константин берет этюдник и отправляется на природу, как он определяет, «набрать цвет».
И фотоаппарат, чтобы «определить геометрию пространства»: цвет эта механическая штука передает не совсем точно – искажает, но взять «геометрию пространства» позволяет.
К работе с этюдником на пленэре его приохотил Николай Вовк – один из лучших художников сначала объединения «Палитра», а потом объединения независимых художников «Сибирские просторы». Константин, начавший заниматься живописью в 1989 году, был участником и того, и другого. Он долго шел к своему художничеству, сначала закончив медучилище, потом( и сейчас) работая электриком. Не являясь художником по образованию, Константин Шурпатов набирал профессионализма « на кончик кисти» — работая, работая , работая..
И потому его законно, на мой взгляд, обижают определения типа «самодеятельный» художник.
«Художник – он либо есть, либо его нет», — говорит он. И это правда. Остальное – от лукавства произносящих чушь.
Это уже вторая персональная выставка Константина Шурпатова в Художественном музее. Это о чем-то да говорит.
Андрей Краевский
NK-TV.COM