Сейчас решается вопрос о присвоении Новокузнецку звания “Город воинской славы”, хотя, в отличие от уже отмеченных городов, он находился вдали от театра военных действий.

Но мы помним из истории Древней Руси, что ее мастеровые, изготавливавшие мечи, щиты и кольчуги, почитались не меньше, чем ратники. Таковым был в годы Великой Отечественной войны Сталинск, производивший почти половину броневой и оружейной стали в стране. Проиллюстрирую это примерами из воспоминаний моих наставников и коллег, а также из собственного опыта.

 

Остановлюсь на переломном 1943 годе. Только что закончилась нашей победой Сталинградская битва, но неожиданно в конце февраля немцы ударили под Харьковом, нанеся большой урон нашим войскам и создав Курский выступ, явившийся позднее плацдармом для последующей операции “Цитадель”. Как утверждает в своем труде “Битва за Харьков” военный историк А.Н. Исаев, эта неудача явилась следствием применения немцами новых тяжелых танков “Тигр”, превосходящих по броневой защите и огневой мощи наши средние танки Т-34.

В создавшихся условиях советское руководство приняло решение по их переоснащению более прочной броней и мощным во-оружением. Производство усиленной броневой и оружейной стали было поручено металлургическим заводам Сталинска. К этому моменту на Кузнецком металлургическом комбинате под руководством крупных специалистов Р.В. Белана, П.Э. Вайсберга, А.С. Трегубенко, Г.В. Гурского и других уже были пущены и осваивались эвакуированные из Запорожья электросталеплавильный, сортопрокатный, термический цеха, увеличившие производство качественного металла. Но для выполнения поставленной задачи требовались и не менее качественные ферросплавы, которые металлурги называют “витаминами для стали”.

 

Для решения этой проблемы с комбината на еще строящийся ферросплавный завод был направлен директором опытный электрометаллург Ф.С. Сергиенко, который совместно с Г.Я. Стрельцовым, А.Н. Чернецовым, И.С. Козаком и другими специалистами занялся усовершенствованием химического и гранулометрического состава ферросилиция в соответствии с требованиями сталеплавильщиков. Необходимо отметить и вклад ферросплавщика Я.В. Дашевского, который по заданию Наркомчермета, хотя и за пределами города, с группой ученых разрабатывал и осваивал новые хромистые сплавы, в том числе сверхтвердый — для наконечников бронебойных снарядов. Позднее этот сплав был назван “победитом”.

Вышеперечисленные меры уже в апреле, то есть ровно 70 лет назад, принесли должные результаты, о чем написал в своей книге “Огонь сердца” непосредственный участник этих событий Н.Е. Чернышев: “Когда на комбинат начала поступать для переплава трофейная техника, в том числе танки “Тигр”, мы решили сравнить прочность немецкой и новой кузнецкой брони, расстреливая ее на полигоне снарядами в равных условиях. Немецкая броня оказалась хрупкой и давала крупные трещины и отколы. Наша броня была более вязкой, и снаряд попросту застревал в ней, не пробивая ее насквозь”.

 

Нагляднее всего преимущество усиленной кузнецкой стали проявилось в ходе величайшего танкового сражения на Курской дуге, коренным образом переломившего ход войны. Родина высоко оценила подвижническую работу изобретателей и создателей броневой и оружейной стали Л.Э. Вайсберга, А.Г. Монида, Г.В. Шарова, В.Д. Смирнова, М.М. Привалова, А.Я. Чалкова, удостоив их Сталинской премии, а также боевых и трудовых наград. Боевые ордена Красной Звезды были вручены и ферросплавщикам Ф.С. Сергиенко, С.М. Моргулёву, Ф.И. Битюкову и другим.

 

Закончилась Великая Отечественная война, но вслед за ней наступила “холодная”. И вновь кузнецким металлургам пришлось мобилизовать талант, знания и умения. И не только для укрепления броневого щита страны, но и для создания нового — ракетного. На Кузнецком металлургическом комбинате специалистами А.Ф. Кузнецовым, Н.А. Фоминым, Н.Н. Краснорядцевым, П.М. Даниловым и другими были разработаны и внедрены новые марки сталей: конструкционной — для космодрома “Байконур” и пусковых ракетных комплексов, электротехнической — для радиоэлектроники и космонавтики. На Кузнецком заводе ферросплавов специалистами Г.Н. Сальниковым, Ю.П. Канаевым, Г.А. Чашиным, Ф.С. Раковским и другими были изобретены и внедрены новые комплексные сплавы: низкохромистый ферросиликомарганец — для ходовой части мобильных ракетных установок, ферросиликованадий — для отливки башен тяжелых танков нового поколения. За эти достижения упомянутые авторы были удостоены звания “Лауреат премии Кузбасса” и других наград. Тем самым кузнецкие металлурги внесли существенный вклад в укрепление обороноспособности страны, что способствовало достижению паритета вооружений между СССР и США.

 

К сожалению, в “лихие 90-е годы” упомянутые работы были прекращены и преданы забвению. А зря: ведь для такой державы, как наша, утрата технологических кондиций, в том числе в сфере вооружений, несет в себе большой риск. О чем говорил и российский президент, выступая в прошлом году перед работниками Нижнетагильского вагоностроительного (а точнее, танкостроительного) завода. Кстати, того самого, кому кузнецкие сталеплавильщики и ферросплавщики направляли ранее свою продукцию.

 

Кузнецкий рабочий

Автор: Юрий Канаев, инженер-электрометаллург, почетный ветеран Кузнецкого завода ферросплавов

 

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Перспективы диверсификации кузбасской экономики

В Новокузнецке стартовал пятый ежегодный форум «ИнвестПодъем». В течение двух дней предста…