Примечательное старое здание легендарной гостиницы на Верхней колонии тоже из ТОП-17 достопримечательностей нашего города – и тоже начала 30-х годов рождения. Шикарная пятиэтажная гостиница была построена ещё первыми кузнецкстроевцами на улице Коммунальной, которая – одна из всех улиц шумного рабочего посёлка, в считанные месяцы выросшего рядом со строящимся металлургическим комбинатом, – дожила до сегодняшних дней.
Первые бараки на Верхней колонии ставили выше КМК – на горе. Это отсюда начинался наш Новокузнецк – когда никто всерьёз и не думал, что «здесь будет город-сад». Всего-то и собирались построить завод да рабочий посёлок на пару десятков тысяч человек. Но меткомбинат в итоге, и правда, оказался гигантом, так что Новому Кузнецку пришлось в срочном порядке «разрастаться» за счёт территории нынешнего Центрального района, где в то время были сплошные болота и гнус.
В 30-х годах в посёлке на Верхней колонии были свои столовые, баня, амбулатория, поликлиника, агитационно-спортивная площадка, пожарная часть, четыре школы, аэроклуб и первый Сад металлургов с аттракционами, танцплощадкой, фонтаном и скульптурами комсомолок с вёслами. В коммунальных бараках на разветвлённых улицах Тельбесской, Коллективной, Семипалатинской, Коксовой, Батарейной, Орлиной, Индустриальной, Подгорной, Цеховой и других жили рабочие и служащие рангом пониже, а всё главное заводское начальство и инженерно-технические работники – в отдельных домах с паркетными полами и даже зимними садами.
В общем, народу было много. А куда, спрашивается, селить партийных работников, управленцев, снабженцев, иностранных инженеров, а также журналистов, писателей, поэтов, артистов, которые регулярно наезжали на гремящий по всей стране Кузнецкстрой — как к себе домой? Вот для них и решили построить роскошную советскую гостиницу в пять этажей. К её строительству приступили в 33-м, а в июле 36-го шикарный отель, какой и буржуинам не снился, был сдан в эксплуатацию под скромным социалистическим названием «общежитие ИТР».
В работе над проектом первой в нашем городе гостиницы работали разные школы архитекторов – и тогдашние ленинградцы, и москвичи. Говорят, что к нему приложил руку сам знаменитый Голосов. Видимо, поэтому советский отель в рабочем посёлке на Верхней колонии вышел в итоге таким «разномастным» – с конструктивистским левым крылом и неоклассическим правым.
Только всё равно гостиница получилась великолепной – в 145 окон по фасаду, на 46 двухместных и трёхместных номеров и «люксов» с отоплением, отдельными ванными комнатами, горячей и холодной водой. Тут был даже собственный клуб с кинозалом, а ещё круглосуточный магазин, ресторан, ателье, парикмахерская… И всё это в середине 30-х годов – когда большинство горожан жили в куммунальных деревянных бараках!
А потом Новый Кузнецк перебрался за тоннель. Гора, с которой он начался, оказалась не резиновой – всем рабочим уже не хватало места в бараках на Верхней колонии. Да и дым с копотью, летящий со стороны КМК, незапланированно накрыл почти всю территорию рабочего посёлка. Но роскошная гостиница-пятиэтажка продолжала работать.
Во время Великой Отечественной войны в её стенах разместился эвакогоспиталь №3626 – один из многих, появившихся тогда в нашем городе. И даже победа не смогла вернуть «общежитию ИТР» былую славу – в конце 50-х первую городскую гостиницу просто упразднили. А само здание было передано «Сибруде», которая его занимала ещё практически 40 лет. Даже шикарный здешний ресторан «понизили в должности» – до столовой. Правда, говорили, что кормили там очень прилично.
В конце 90-х легенда Кузнецкстроя и Нового Кузнецка – гостиница на Верхней колонии – вообще пошла по рукам. И, естественно, «дошла до ручки» – своего сегодняшнего жалкого вида и ветхого состояния. А ещё называется объектом культурного наследия!
Полина Тихомирова
NK-TV.COM