Его доля в мировом энергобалансе остаётся высокой

Резкое падение мировых цен на нефть не сказывается на спросе и стоимости российского угля. Пик снижения цен на уголь пришёлся на середину прошлого года, и по сей день стоимость сохраняется примерно на том же уровне. В связи со снижением потребления этого вида топлива в Европе экспорт российского угля переориентируется на Азию.Проблемы нефти угля не касаются

«Уголь часто реагирует на нефтяные котировки с запозданием, – рассказал «Гудку» старший редактор издания Argus Russian coal Сергей Соколов. – Уголь к нефти напрямую не привязан, но он связан с ней через газ. То есть обвал цен на нефть может вызвать в Европе новое снижение цен на газ. В таком случае европейцы начнут закупать газ, спрос на уголь ещё упадёт, и его отгрузка продолжит снижаться. По имеющимся прогнозам, такая ситуация может сложиться и в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Если цены будут держаться на сегодняшнем уровне, то спустя 3–5 месяцев СПГ подешевеет и в Азии, уголь станет менее выгоден для электростанций по сравнению с газом, следовательно, стоимость и спрос на него упадут».

По его словам, пока цены на энергетический уголь в Европе демонстрируют рост.
«Если в начале марта цена на энергетический уголь составляла $46–47 за тонну, то сейчас – $47–48 за тонну. Это связано с тем, что российский уголь занимает в Европе доминирующее положение, что позволяет нашим экспортёрам отказывать в предоставлении новых скидок. Угольная генерация в Европе резко снизилась, однако они продолжают работать, и какие-то запасы угля пополнять необходимо. Поэтому они вынуждены покупать российский уголь по ценам поставщиков. Это поддерживает цены в Европе», – рассказал Сергей Соколов.

«Падение цен на нефть, которое мы наблюдаем сегодня, никак не отражается на угольных котировках, – заявил заместитель генерального директора по логистике СУЭК Денис Илатовский. – Падение цен на уголь началось ещё в прошлом году, поэтому, по сути, плохие новости для угольного рынка пришли гораздо раньше, нежели для нефтяного. Новых проблем мы пока не видим, цены на уголь остались примерно на том же уровне».

«Падение спроса и цен на российский уголь началось ещё задолго до ситуации с нефтью и коронавирусом, – добавил коммерческий директор ООО «СибЭкспоТранс» (логистическая компания, основной сферой деятельности которой является железнодорожная перевозка угля) Алексей Мищенко. – В начале 2019 года цены на уголь на мировом рынке начали ползти вниз, пик снижения пришёлся на август-сентябрь прошлого года. До сих пор цены держатся примерно на этом же уровне. В ближайшем будущем сильного падения цен на уголь не предвидится. Основной спрос будет формироваться в августе этого года, во время подготовки к зимнему сезону».

Такую же позицию разделяет Сергей Соколов. «Сейчас в результате пертурбаций в мировой экономике давление, которое получил нефтяной рынок, пока не оказало сильного влияния на рынок угля. Спрос и цены на уголь снизились ещё в прошлом году. В Европе цены на энергетический уголь колеблются на уровне многолетних минимумов с весны прошлого года», – отмечает Сергей Соколов.

Согласно климатической политике Европейской комиссии в странах – участницах Евросоюза сокращается потребление твёрдого топлива, которое замещается возобновляемыми источниками энергии и природным газом. По данным Евростата (статистическая служба ЕС), в 2012 году уровень потребления угля, используемого в качестве энергетического топлива и сырья для металлургической и химической промышленности, составлял 320 млн тонн в год, однако уже к 2018-му он снизился до 226 млн тонн в год.

Как ранее сообщал «Гудок», Россия экспортирует в Европу преимущественно энергетический уголь, и в целом поставки в 2018 году составили 66 млн тонн, или 21,5% от общего европейского импорта угля. Это делает Россию основным поставщиком. Для сравнения: второй крупный поставщик топлива в Европу – США экспортировали в 2018 году 27,6 млн тонн угля.

Как рассказал «Гудку» аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачёв, доля угля в мировом энергобалансе под влиянием экологической повестки и борьбы с выбросами углекислого газа постепенно снижается, но остаётся ещё достаточно высокой.


«Мировая энергетика сейчас примерно на четверть зависит от каменного угля. Зависимость эта неравномерна по странам. Потребление угля Евросоюзом, на который приходилась основная доля российского угольного экспорта, интенсивно снижается. В целом по ЕС уголь составляет около трети энергобаланса. Но если в ряде стран ЕС его доля превышает 40%, то в других стремится к нулю. Так, например, Великобритания, вся энергетика которой век назад держалась на угле, уже пару лет назад пересекла вниз отметку в 10%, а сейчас доля угля в этой стране по плану уже должна быть ниже 5%», – пояснил Алексей Калачёв.

Азия забирает экспортные потоки

По прогнозам Минэкономразвития и Минэнерго, к 2035 году общая международная торговля углем вырастет примерно на 5–13%, то есть с текущих 1,45 млрд тонн до 1,52–1,64 млрд тонн. Перспективы роста Минэнерго связывает с растущим рынком АТР – на него приходится почти 80% всей торговли углем.

Согласно проекту новой редакции программы развития угольной промышленности до 2035 года, потенциальный рост спроса на уголь примерно на 200 млн тонн должен обеспечить растущие потребности Индии, Вьетнама, Пакистана, Бангладеш, Филиппин, Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Увеличение спроса будет также происходить в странах Африки и на Ближнем Востоке.

Согласно оперативным данным ОАО «РЖД», в 2019 году отправка угля на экспорт по железной дороге выросла на 0,9% – до 208,3 млн тонн – на фоне относительно стабильного спроса на российский энергетический уголь на рынках стран Юго-Восточной Азии. В целом в 2019 году погрузка каменного угля на сети РЖД уменьшилась на 0,8% – до 372 млн тонн.

Как в конце февраля в ходе конференции «Рынок угля России – 2020» заявил аналитик по углю Международного энергетического агентства (IEA) Карлос Фернандес Альварес, Азия будет поддерживать мировой спрос на уголь в течение следующих пяти лет. Глобальные тенденции будут во многом зависеть от Китая, где добывается и потребляется половина угля в мире.

Отметим, согласно данным Главного таможенного управления Китая, по итогам 2019 года импорт угля в Китае вырос на 6,3% и составил 299,7 млн тонн, что стало максимальным показателем с 2013 года (тогда Китай импортировал 327,2 млн тонн угля).

Как ранее отмечал заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев, Азия будет основным направлением экспорта российского угля в ближайшие несколько лет.


«В Азии ставки платы за выбросы парниковых газов, за редким исключением, либо низки, либо отсутствуют совсем. Мощностей портовых терминалов хватит, чтобы нарастить экспорт угля в два раза. Ограничивающим фактором пока остаётся железнодорожная инфраструктура, однако в последние годы в этом направлении она развивается опережающими темпами», – подчеркнул Александр Григорьев.

По словам Сергея Соколова, сегодня на азиатском рынке наблюдается незначительное снижение цен на уголь. «Если сравнивать среднемесячную цену в феврале со среднемесячной ценой в марте, то стоимость тонны австралийского энергетического угля снизилась приблизительно на 1%. Сегодня она составляет $65,6 за тонну. В странах АТР в целом идёт тренд на снижение цен. Эпидемия коронавируса привела к падению спроса. По прогнозам участников рынка, цена там будет снижаться, возможно, дойдёт до $60 за тонну. Возможно, всплеск спроса на уголь произойдёт в апреле-мае, когда начнёт восстанавливаться промышленное производство в Китае», – считает Сергей Соколов.

Тонна нефти марки Brent (в примерном пересчёте от цены барреля) на Шанхайской фондовой бирже в прошедшую пятницу стоила $196,9.

Источник: gudok

Еще
Еще В России

Один комментарий

  1. местный

    26.03.2020 18:01 в 18:01

    Плохая новость — яморои продолжат работу.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Полномочия не позволяют

Недавно в одном из региональных средств массовой информации появилось сообщение о том, что…