После подписания губернатором Кемеровской области Сергеем Цивилевым и генеральным директор РУСАЛа Евгением Никитиным соглашения о завершении строительства Крапивинской ГЭС тема обоснованности реализации этого проекта снова обрела актуальность. Приведем лишь некоторые факты, связанные с предстоящей стройкой, о которых многие, не исключено, что и сам губернатор региона, не знают.
История Крапивинского гидроузла началась в далеком 1977 году. Но строительные работы свернули в 1989 году из-за проблем с финансированием. Это общераспространенная версия развития событий. Но есть свидетели тех времен, которые утверждают, что «проблемы с финансированием» связаны с тем, что выделенные деньги были благополучно разворованы и рабочие комитеты с их общественной активностью пришлись ворам очень кстати. Активистам из народа была подброшена однобокая версия последствий строительства гидроузла. Рабочие комитеты добились остановки строительства. Но они выступили против одного из последних пунктов единого глобального проекта, тем самым отведя ответственность от чиновников, загубивших основные экологические мероприятия, которые предполагалось реализовать в Кемеровской области. Так это было или нет, сейчас сложно доказать. Но версия именно такого развития ситуации существует.
Изначально проект представлял собой комплекс из более 40 мероприятий. Если бы они все были реализованы, то вряд ли самый промышленный регион Сибири сегодня подошел бы к границе, за которой начинается зона экологического бедствия. Проект предполагал строительство очистных в городах выше гидроузла, снижение выбросов предприятий Новокузнецка, недопущение угледобычи вблизи рек и многое другое. Назначение гидроузла сводилось к выравниванию уровня воды в реке Томь, ведь не надо быть специалистом, чтобы заметить, что основной поток воды проходит весной-в начале лета, а осенью и зимой река мелеет. Между тем промышленные сбросы в Томь в течение года остаются стабильными. В итоге концентрация загрязнений в период низкой воды возрастает. Предполагалось, что производство электроэнергии будет, можно сказать, попутным процессом, сопровождающимэкологический проект. Сейчас, к сожалению, все поставлено с ног на голову и во главу угла поставлена именно энергопроизводительность ГЭС, а экология не учитывается вообще. Тем самым угроза экологической катастрофы в регионе становится еще более реальной, чем до возобновления строительства гидроузла.
Благодаря тому, что Крапивинский гидроузел будет производить электроэнергию, проектом заинтересовался РУСАЛ. Но, запасаемся поп-корном — у проекта будут противники из большого бизнеса. Строительство гидроузла предполагает затопление значительных территорий. Создание водохранилища с сезонным колебанием площади зеркала в 3 раза и перепадом уровня воды на 23 метра приведет к заболачиванию значительных территорий, к обрушению берегов. В том числе начнут терпеть убытки угольщики, чьи разрезы вплотную подошли к речным берегам. И эти ребятки так просто не сдадутся. РУСАЛу либо придется откупаться от угольных бизнесменов либо подмять их и подвергнуть серьезным убыткам.
На основании решения Кемеровского областного Совета народных депутатов, возглавляемого в ту пору АманомТулеевым, позже Губернатором Кемеровской области, стройка была остановлена. Одновременно было принято решение о проведении экспертизы проекта. Затемнецелесообразность продолжения сооружения гидроузла была подтверждена Государственным экспертным Советом минприроды РФ, проводившим экспертизу в 1992-93гг. Результаты одной из этих экспертиз хранились в бывшей дирекции строящегося, а позже законсервированного Крапивинского гидроузла. Есть информация, что в один прекрасный день вся документация была изъята и вывезена в Новосибирск. Кому и зачем понадобились документы спустя столько лет в момент, когда губернатора Кемеровской области заинтересовало завершение строительства? Пока на этот вопрос ответа нет. Зато есть два соглашения: одно февральское 2020 года с гендиректором «РусГидро» Николаем Шульгиновым, второе уже 2021 года с генеральным директором РУСАЛа Евгением Никитиным. А еще по оценке консультанта Vygon Consulting Максима Баранова, завершение строительства Крапивинской ГЭС может обойтись примерно в 20–25 млрд руб., если состояние возведенных более 30 лет назад сооружений позволит избежать существенных затрат на их реконструкцию. А где есть миллиарды, у приближенных к ним часто возникает соблазн деньги «попилить». Соблазна восстановить экологию нарушенную промышленностью Кемеровской области у власть и деньги имущих, увы, почему-то не возникает.
Светлана Зеленина
фото: Yandex
ВОПРОС ВЛАСТЯМ
15.06.2021 10:22 в 10:22
ГЭС НУЖНА ДЕРИПАСКЕ или НАСЕЛЕНИЮ КУЗБАССА?
Гражданин
15.06.2021 10:47 в 10:47
Ответ прост: властям и дерипаскам
алюминщик
16.06.2021 00:06 в 00:06
В девяностые бандюганы Дерипаска в Кузне заставляли руководство нказа лезть под столы!! Иначе …..!
Андрей
17.06.2021 06:55 в 06:55
ГЭС нужна жителям Кемеровской и Томской областей, основная цель гэс-вода. В регионах огромные проблеммы с водоснабжением. Электроэнергия в данном проэкте вторична. Вода скоро станет на вес золота. Лучше иметь много воды может и не проходящим по стандартам как питьевая, но её всегда можно очистеть, чем не иметь ни какой воды.
Знающий
18.06.2021 10:37 в 10:37
Жаль угольщики этого не понимают, уничтожая истоки рек и водоносные слои в тайге