Выполнение программы капитального ремонта в Новокузнецке оказалось под угрозой: из-за резкого роста цен на стройматериалы подрядчики бросают объекты.
Об этом в прошлый четверг довольно подробно рассказывал глава города Сергей Кузнецов в утреннем телеэфире. По словам мэра, фонд капитального ремонта Кузбасса попал в «неоднозначную ситуацию»: были проведены конкурсы по выбору подрядчиков на оказание услуг капитального ремонта кровель и других элементов многоквартирных домов МКД, но весной произошло большое повышение цен на стройматериалы. Подрядчики попали в трудную ситуацию. Многие расторгают договоры, выплачивают штрафы и «выходят из игры». Иногда — не закончив начатые работы.
Действительно, проблема значительного роста цен на строительные материалы отмечается во всей стране, что отражается на выполнении договорных обязательств по ремонту и строительству жилья.
Цены на стройматериалы в мае текущего года выросли на 4,99% по сравнению с апрелем и более чем на 16% по сравнению с апрелем прошлого года.
Например, по статистике, с начала года металлочерепица выросла в цене на 21,6%, хотя за весь прошлый год она прибавила 13%, а в 2019-м повышение цен на металлочерепицу было меньше 2%. Обрезная доска за первое полугодие 2021 года подорожала на 11,7%, как и в 2020-м, но за весь год. А вот обои стали дороже только на 1%, но при капитальном ремонте многоквартирных домов это несущественно — эта продукция не пригодится ни при ремонте кровли, ни при обновлении фасадов. Разумеется, можно сделать скидку на обычный в это время года сезонный рост цен из-за активизации ремонтных и строительных работ, и есть вероятность, что к декабрю цены снизятся с поправкой на инфляцию. Однако ремонтировать крышу в декабре — не лучшая затея, и мы это уже проходили этой зимой, когда «недоремонтированная» кровля в одном из домов обрушилась под тяжестью снега.
Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин согласился, выступая на совместном заседании трех комитетов Госдумы, что рост цен на отдельные товары заметно обгоняет уровень общей инфляции. При этом рост цен на строительные материалы — на десятки процентов! По мнению Заботкина, этот процесс связан с очень быстрым восстановлением экономики после кризисного 2020 года, следовательно, инфляционный всплеск будет сходить на нет по мере возвращения экономики к «более устойчивому равновесию».
В Минстрое считают, что к ключевым факторам роста цен можно отнести ограничительные меры из-за пандемии, общемировую конъюнктуру, повышенный спрос и сезонный фактор.
Федеральная антимонопольная служба также проверила цены на рынке строительных материалов, отметив рост цен на материалы из древесины и металла, особенно металлочерепицу и доски. ФАС тоже видит причину роста во влиянии ряда рыночных факторов: увеличении себестоимости и оживлении спроса на внутреннем рынке после снятия ограничительных мер летом 2020 года, снижении объемов заготовки древесины в 2020 году относительно предыдущих периодов и росте спроса на пиломатериалы на внешних рынках. Сказывается и влияние сезонного фактора.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина признала, что рост цен на стройматериалы уже отразился в росте цен на жилье. «Рост цен на стройматериалы также обусловлен тем, что, по сути дела, строительная отрасль может это переложить в цену на потребителей», — сказала Набиуллина.
И хотя Эльвира Сахипзадовна говорила прежде всего о строительстве жилья, в сфере капитального ремонта это уже происходит.»Фонд попросил старших домов и управляющие компании, чтобы жители проголосовали и доплатили подрядчику свою долю сверх того, что они уже годами насобирали, и этим сдержали подрядчика, чтобы он не уходил с дома, а хоть каким-то образом компенсировал затраты на это повышение, — сообщил в телеэфире мэр Новокузнецка. — Я благодарен тем жителям, которые согласились и добавили денег. Теперь важно, как эти деньги использовать. Возможно, подрядчик посчитал, что этих денег недостаточно, потому что опять пошло повышение цены, особенно на металл. Печально то, что у нас в городе есть разобранные крыши, и когда подрядчик увидел, что он ничего не зарабатывает, да еще и сам теряет, он просто убежал, и сейчас его ищут. Эта проблема очень серьезная и острая».
Замечательно. Сначала жители годами платят взносы на капремонт по тарифу, утвержденному Региональной энергетической комиссией Кузбасса. А потом, когда их квартиры заливает дождь из-за разобранной и брошенной подрядчиками кровли, жильцов просят проголосовать и собрать еще денег — без всякого утверждения РЭК, «по рыночным ценам». И еще неизвестно, устроит ли такая сумма подрядчика, чтобы он докупил все необходимые материалы! Жильцам же просто некуда деваться — только раскошеливаться, чтобы снизить ущерб от пострадавшего имущества. А Фонд капитального ремонта в это время судится со сбежавшими подрядчиками, чтобы взыскать с них неустойку и штрафы за нарушение условий договора.
Но если у подрядчика есть деньги на штрафы, то почему их нельзя направить на покупку стройматериалов и закончить работу?
И вернут ли жителям излишне уплаченные деньги? В итоге же проиграют именно жильцы.
Прежде всего потому, что ныне действующая система сбора средств на капремонт не предполагает каких-то доплат — за исключением сбора средств на спецсчете дома, когда жильцы сами могут определить сумму взноса размером побольше. В большинстве случаев люди для того и платят взносы в «общий котел» на счет Фонда капремонта, чтобы постепенно накопить необходимую сумму на ремонт.
Они таким же способом могли бы собирать деньги на своем счете и обойтись без «прокладки» в виде Фонда капитального ремонта.
Но давайте все-таки не будем забывать, что ответственность за выполнение ремонтов несет прежде всего фонд. А перекладывать форс-мажор на плечи собственников, которые так же, как и все остальные, страдают от последствий пандемии, просто неприлично. Но зато как удобно — рассчитывать на «добрую волю» жителей под давлением обстоятельств!
Фото: Александр Бокин
Источник: «Кузнецкий рабочий»