Региональная стратегия государственной национальной политики Кемеровской области – Кузбасса на период до 2025 года утверждена в регионе.
Региональная стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа, проживающего на территории Кемеровской области. Приоритетами государственной национальной политики в Кемеровской области — Кузбассе, требующими особого внимания государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе являются поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов, проживающих на территории Кемеровской области – Кузбасса.
В связи с этим в основных направлениях государственной национальной политики региона отмечены учет этнокультурного фактора при обеспечении сбалансированного, комплексного и системного развития области; содействие развитию народных промыслов и ремесел, а так же повышение уровня адаптации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям наряду с обеспечением защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. На реализации данных направлений хотелось бы остановиться отдельно.
Современные добытчики угля и золота активно осваивают тайгу Горной Шории, не обращая внимания на то, что на заинтересовавших их участках находятся родовые угодья местных жителей. В этом случае в соответствии с федеральным законодательством промышленники до начала работ должны проводить не только экологическую экспертизу с расчетом предполагаемого вреда окружающей среде, но в их пакете документов должна быть еще и этнологическая экспертиза. Для ведения традиционной хозяйственной деятельности шорцев нужна нетронутая промышленниками тайга. В противном случае в реке не будет рыбы, в лесу не станет зверя, дикоросы станут небезопасными для их употребления или вовсе исчезнут с искореженных участков земли. Этнологическая экспертиза обязана учесть, какой вред предприятие своей деятельностью нанесет коренному малому народу, и предложить варианты его минимизации, компенсации, либо потребовать отказаться от реализации проекта.
Примечательно, что зам.губернатора Вячеслав Телегин (письмо от 17.07.2019 № А4231-01-2288091) уверен, что этнологические экспертизы в Кузбассе проводятся с 2004 года. Более того, он заявляет, что результаты этих экспертиз демонстрируют отрицательные показатели по наличию представителей коренного населения, ведущего традиционный образ жизни. На этом основании Министерство культуры и национальной политики считает нецелесообразным включение в Перечень территорий традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности полностью муниципальные образования вместо отдельных поселков. Вот только этнологическая экспертиза это не перепись шорского народа.
Этнологические экспертизы в регионе проводились, но не департаментом культуры и национальной политики. Данные исследования касались предстоящей деятельности угольных предприятий возле поселений Чувашка (Мысковский городской округ) и Беково (Беловский район). Причем исследования датированы 2002 и 2004 годами. Теперь вопросом якобы регулярно проводимой этнологической экспертизы и списанием на эти цели бюджетных средств занимается следственный комитет. Позволено ли будет следователям провести объективное расследование, не будут ли им подсунуты изготовленные задним числом документы, мы скоро узнаем.
Но задумывались ли кемеровские чиновники о том, где и как шорцы, лишенные закрепленной за ними земли, должны заниматься традиционной хозяйственной деятельностью? Собирать колбу, грибы, ягоды шорцы еще могут, но ведь на такой пище далеко не уедешь. Для полноценного традиционного питания нужен животный белок, а для этого им надо заниматься традиционной охотой. Продукты из супермаркетов не являются полноценной заменой традиционного питания для представителей коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Вопрос ведения традиционной хозяйственной деятельности для шорцев это вопрос выживания народа. Но как заниматься охотой, если территория традиционного природопользования ограничена территорией поселков (граница, порой проходит по забору огородов), а на межпоселковых землях, землях муниципального образования ведут свою деятельность угледобытчики и золотари?
Последние 20 лет шорские активисты обращаются в областные органы власти с просьбами решить вопрос создания территорий традиционного природопользования (ТТП). С 2017 года Совет старейшин шорского народа настойчиво просит создать ТТП «Шория» с обозначенными границами, куда в основном вошли бы северные участки Таштагольского района и южные участки Междуреченского городского округа, а также участки земли Мысковского городского округа. Последние 4 года переписка идет в усиленном режиме. Вопрос обсуждался на заседании совета представителей коренных малочисленных народов при губернаторе в 2020 году. И что же в результате? Пока что ни одной ТТП не создано.
Шорский народ ждет, когда на земле Кузнецкой начнут учитываться и их интересы. Стратегия государственной национальной политики Кемеровской области – Кузбасса им это обещает.
Светлана Зеленина
Ирина Петровна
06.11.2021 20:41 в 20:41
Если поможем шорцам отстоять свои права, то отстоим и свои права. Тайга нужна как малочисленному, так и другим народам, но на стороне КМН дополнительные законы
Шорец
07.11.2021 11:14 в 11:14
Экоцидно-геноцидный получается подход
Арсений
07.11.2021 15:09 в 15:09
уголек уголек и золотишко
олигарх
07.11.2021 15:09 в 15:09
шорцы откровенно мешают работать заробатывать деньги
реалист
07.11.2021 15:12 в 15:12
мешают создавать рабочие места платить налоги
бывалый
07.11.2021 15:13 в 15:13
шорцы думают только о себе о кузбассе о людях не думают
умный
07.11.2021 15:14 в 15:14
шория шория — есть такая песня кемеровского композитора
наташка
07.11.2021 15:14 в 15:14
шорцы вимирающий этнос
олигарх
07.11.2021 15:15 в 15:15
золотишко еще нам нужно
олег
07.11.2021 15:15 в 15:15
золото уголь золото уголь залото угорь