«Нет у угля проблем с климатом и экологией. Это иллюзия», — уверен глава департамента развития угольной промышленности Минэнерго РФ Петр Бобылев.
В ходе сессии на Красноярском экономическом форуме чиновник министерства энергетики сделал ряд странных с точки зрения кузбассовцев заявлений. Уголь не является столь грязным топливом, как представляется, его применение должно соответствовать климатическим целям стран, уверен Бобылев. В качестве примера он привел Китай, где ежегодно возводятся новые теплостанции на угле. По словам представителя Минэнерго, КПД работы этих блоков на твердом топливе показывает свою результативность, а значит, стоимость произведенной электроэнергии и тепла не просто конкурентоспособна, она делает конкурентоспособными на мировом рынке те продукты, в себестоимость которых она включена. «Но нужно сделать так, чтобы уголь как таковой, а значит и продукты глубокой переработки угля, они также и экологическим, и климатическим целям соответствовали, а были им не вопреки. И при этом бы имели, скажем так, определенную конкурентоспособность с другими углеводородами со всей цепочки производства», — считает Бобылев.
Угольные теплостанции могут работать с минимальным воздействием на атмосферу, если будут решены вопросы с установкой современных очистных и переработкой золошлаковых отходов. Но пока существующие очистные работают на импортных фильтрах, приобретение которых в условиях санкций оказалось затруднено. Экономию на этом виде расходников жители кузбасских городов явственно уже ощущают своими легкими. Развивать угольную энергетику под честное обещание установить очистные «после того как» не позволяют уже явственно ощущаемые климатические изменения.
Глава департамента развития угольной промышленности Минэнерго также подчеркнул, что уголь не является противовесом климату и экологии. В частности, в России сейчас и энергостратегия, и программа развития угольной промышленности актуализируются и синхронизируются со стратегией социально-экономического развития с низким выбросом парниковых газов.
Странно, что Бобылев упоминая парниковые газы, ничего не сказал про выбросы метана, связанные с добычей угля. И если при закрытой добыче угля есть технологии сбора этого газа, то при добыче угля в разрезах метан попадает в атмосферу неконтролируемо. Метан один из важнейших пунктов новой климатической повестки. Как предполагают ученые, сокращение его выбросов поможет быстрее добиться результата в борьбе с глобальным потеплением. Метан (СН4) — третий по значимости парниковый газ в атмосфере Земли после водяного пара и двуокиси углерода (СО2). Его вклад в глобальное потепление — пять-десять процентов, однако парниковая активность в 25-30 раз больше, чем у углекислого газа, а темпы роста концентраций — в три-четыре раза выше. Кроме того, у него очень короткий жизненный цикл в атмосфере — десять-двенадцать лет. Это означает, что эффект от сокращения выбросов метана проявится практически сразу, а не через сотни лет, как в случае с СО2.
«Мы не оставляем уголь, потому что «подышим чем-то плохим, зато дешевле», мы оставляем уголь там, где это рачительно и правильно в рамках топливо-энергетических балансов. Это здравый смысл», — заключил Бобылев. Сложно комментировать подобные заявления чиновника Минэнерго. Может быть, использование угля и рачительно, если рассматривать его только с точки зрения энергетики. Но уголь вносит свой вклад в климатическую повестку дня с момента подготовки к его добыче, когда вырубаются леса, в момент добычи, когда меняется ландшафт местности, а в атмосферу выделяется метан в огромном количестве, во время перевалки в сухогрузы на морских побережьях, потому что угольная пыль наносит колоссальный вред морской биоте.
Добыча угля в районе вечной мерзлоты это еще один колоссальный удар по климату. Активная промышленная деятельность человека ведет к таянию вечной мерзлоты. Причем из-за того, что верхняя часть мерзлоты представляет из себя землю, разделенную целыми глыбами льда, то происходит эрозия почвы, и через образовавшиеся щели таяние происходит достаточно быстро. В некоторых местах скорость таяния достигает 20 см в год. В свою очередь нижний слой вечной мерзлоты практически полностью состоит изо льда. Поэтому со временем из- за вытаивания нижних слоев север Сибири опустится примерно на 20 метров (с разрушением всей текущей инфраструктуры).
Земляная толща содержит большое количество костей и органики. В предыдущие эпохи природа в этом месте была другой: покрытая травой высокопродуктивная степь с большим количеством бизонов и мамонтов. Все почвы пронизаны корнями растений, поэтому в гумусе сохранилось много органики и спящих микробов. При текущем оттаивании микробы просыпаются и начинают доедать то, что не съели в прошлые эпохи. Поэтому когда толща оттаивает, то в сухой почве выделяется углекислый газ, а в переувлажненной почве – уже вышеупомянутый метан
Решить вопрос с экологизацией угольных теплостанций проще всего, что делать с влиянием угля на климат до его попадания в топку? Об этом Петр Бобылев промолчал…
Светлана Зеленина
Фото https://i.pinimg.com/originals/fa/c5/d4/fac5d42b3d666a08f1e4770ad4e4fd86.jpg