Дорога к месту захоронения известного шорского поэта Степана Торбокова перекрыта шлагбаумом КПП разреза Корчакольский (АО «Кузнецкинвестстрой»).
Кладбище посёлка Тайлеп, где в своё время был похоронен Степан Семёнович Торбоков, сегодня находится на территории, которую угольщики Корчакольского разреза считают своей и посторонних туда не допускают. Навестить его могилу не так-то просто. Если дежурный на КПП не смилостивится, ограничившись вопросами «К кому», «Когда захоронен», «Кем доводится» и т.п., то придётся ехать в контору за разрешением.
АО «Кузнецкинвестстрой» является дочерним предприятием итальянской фирмы «Коэклеричи». Наверное, поэтому угольщики проявляют такое равнодушие к памяти человека, чей вклад в шорскую национальную культуру трудно переоценить. Думается, что если бы на кладбище в пос.Тайлеп было место захоронения, к примеру, Франческо Петрарки, Винченцо Монти или Эудженио Монтале, то руководители АО «Кузнецкинвестстрой» непременно изыскали бы возможность перенести прах поэта подальше от участка недродобычи. Шорский народ для них, наверное, слишком мал, чтобы проявлять уважение к его культуре.
Справедливости ради надо отметить, что в Осинниках открыт мемориал памяти Торбокова. Стоимость работ составила почти 1 млн рублей, в том числе – из федерального бюджета по программе поддержки социального и экономического развития коренных малочисленных народов Российской Федерации. Заместитель министра культуры и национальной политики Кузбасса — начальник отдела межнациональных отношений, поддержки коренных малочисленных народов Татьяна Акимова высказалась по этому поводу: «Уверена, что это место станет неким центром притяжения для всех единомышленников и почитателей таланта шорского поэта, объектом культурного наследия народов Сибири, играющим важную роль в сохранении и популяризации шорской национальной культуры». О перезахоронении праха поэта поговорили и забыли.
По данным научного сотрудника Музея этнографии и природы Горной Шории Е. Демаковой дата рождения Торбокова — 21 декабря 1900. По другим источникам — 22 марта. Родился будущий поэт в улусе Тагдагал ( ныне — г. Осинники). Первая колыбельная песня, сочиненная им для младшего братишки, стала почти народной: ее распевали все матери в Тагдагале своим малышам, передавали в другие улусы. Позже из-под его пера вышли поэтические сборники «Белая береза» (1960), «Пихточка» (1960), «Струны кай-комуса» (1967), «Шория всюду со мной» (Кемерово, 2006). Его стихи печатались в коллективных сборниках стихов «День поэзии», в антологии сибирской поэзии, в сборнике произведений шорской литературы «Чедыген» (Кемерово, 2007), в журналах «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», в газетах «Кузбасс», «Комсомолец Кузбасса», «Большевистская сталь», «Сельская правда», «Сельская жизнь», «Красная Шория» и др. В течение четверти века учительствовал Торбоков в школах Шории — это Нижние Кинерки, Рябиновка, Тайлеп, где был учителем, завучем, директором.
Многие годы своей жизни посвятил Торбоков собиранию шорского эпоса. Записывал песни, сказания, слышанные еще в детстве. Дополнял свои знания рассказами стариков-шорцев, знающих толк в народных преданиях, в горловом пении. Ведь сам Степан Семенович не расставался с комусом даже на охоте, зная сотни две сказок, был прекрасным кайчи-сказителем.
Теперь же, чтобы поклониться его светлой памяти, сначала надо поклониться угольщикам…
Светлана Зеленина