Именно сегодняшний день, 12 июля, принято считать началом Всесоюзной шахтерской забастовки 1989 года, хотя начало ее было положено днем ранее, когда часть горняков с шахты им. Шевякова, что в Междуреченске, отказалась подниматься наверх. А вскоре и они, и их сменщики оказались на главной городской площади вместо того, чтобы, безропотно отправившись в забой, добывать родной стране уголь.
Осмелевшие к тому времени на волне перестройки средства массовой информации СССР не без удовольствия оповестили о происходящем страну – вот, мол, и мы теперь живем как люди: народ требует нормального питания, средств гигиены, дополнительную оплату за работу в выходные, праздничные дни и ночные смены. А ситуация в экономике страны была настолько к тому времени плачевной, условия труда и быта настолько схожими, что через день встал уже весь шахтерский Кузбасс. За ним последовали Воркута, Донбасс, Караганда…
Новокузнечане все свои мероприятия проводили на Площади торжеств, что располагалась тогда на месте нынешней аллеи им. Жукова в непосредственной близости от городской администрации. Кто ж из тех, кто планировал ее место расположения, мог подумать об опасности, которая грозит непосредственно исполнительной советской власти? Ведь народ, по задумке, должен был здесь отмечать Новый год, радоваться другим общественным мероприятиям, которые разрабатывались в тиши горкомовских кабинетов, а затем уже осуществлялись в шаговой доступности от исполкома и руководящего им органа КПСС (дислокация – нынешний городской ЗАГС). Теперь Площадь бурлила довольно часто, потому что события начали разворачиваться с бешеной скоростью.
Это сегодня одна часть общества считает себя правее и мудрее другой, и потому расставила по местам верных людей, которые где из-за страха потерять полученную должность, а где и за обещанную «конфетку» любое инакомыслие готовы возвести в ранг подрывной деятельности против государственных устоев. Тогда же народ еще не был разделен на белую и черную касту, и потому властям поневоле приходилось пытаться найти с протестующими общий язык. Один только тот факт, Рабочий комитет Новокузнецка вскоре обосновался в Доме политпросвещения горкома КПСС (нынешний филиал КемГУ на Циолковского) уже говорит о многом.
Кого только не увидели в те лихие годы новокузнечане, встречая заинтересованных в происходящем? Про двукратный визит в город первого президента России Бориса Ельцина наверняка многие помнят. Шахтерская забастовка, по сути, и стала переломной в отечественной истории: подвергавшийся со стороны товарищей по партии обструкции за критику и смелые разговоры о необходимости проведения реформ Борис Николаевич вскоре получил всенародную поддержку.
В Новокузнецке он вместе с шахтерами вполне искренне негодовал против существующего положения вещей, и потому казался своим в доску. Кто ж тогда мог подумать, что пути-тропинки к расположению будущего главы страны, к прочему нарождающемуся чиновничеству гораздо успешнее прокладывает все та же номенклатура, вовремя понявшая, что грядет большой передел. Наступала рыночная эра – время абрамовых и абрамовичей.
Был у тогда нас в городе и выходец из недр КГБ, позже признанный предателем, генерал Олег Калугин, и делегация «Солидарности» из Польши, и хронически ненавидящая «коммуняк» Валерия Новодворская, и один из самых популярных публицистов страны того времени Юрий Черниченко… А уж журналистов ведущих изданий из крупнейших капиталистических стран было просто не перечесть. О нелегком труде шахтеров в СССР ими здесь делались целые серии репортажей, снимались фильмы.
В те годы появилась одна из немногих негосударственных «Наша газета», призванная освещать изнутри рабочее движение. Создали и долгое время вели ее выходцы из органа обкома КПСС газеты «Кузбасс». Не будем называть их имена хотя бы потому, что впоследствии пути-дорожки инициаторов кардинально разошлись. К сожалению, многим она запомнилась лишь тем, что довольно долго использовала в своих материалах нецензурную лексику, которая сначала воспринималась на «Ура!», а затем стала коробить даже любителей матерного сленга.
Прошло 25 лет. Многие из тех, кто стоял у истоков забастовочного движения, до сих пор живы и здоровы, но сказать, что они решили проблемы, ради которых выходили на площадь в 1989 – значит, обманывать себя. Большинство даже из членов рабочего комитета, давно находясь на пенсии, подрабатывает, где может, но сводит концы с концами с трудом.
Не пошел в гору и Анатолий Малыхин – активный член новокузнецкого забастовочного движения и бывший представитель президента в Кузбассе. Чем он в данное время занимается, сказать не берусь, но живет в Кемерове.
Разве что некоторых представителей так называемой «второй волны» можно назвать относительно успешными. К примеру, бывший новокузнечанин Игорь Кожуховский обосновался в Министерстве энергетики на очень приличной должности, а экс-губернатор Михаил Кислюк занимает неплохую должность в одном из московских вузов.
Слава Жилин
NK-TV.COM
Читатель17026
12.07.2014 21:20 в 21:20
Согласитесь — ситуация схожая с майданутыми в киеве?