Это, конечно, еще не полный откат к социалистической действительности, когда цены в магазинах устанавливались исключительно центром, но в связи с объявлением санкций на ввоз импорта, государство все же решило взять рынок под собственный контроль. Меры для борьбы со «спекулянтами» при возможном дефиците в различных регионах принимаются схожие: проводятся рейды, организуются «общественные приемные» для выявления «необоснованного повышения цен», ведется активная разъяснительная работа и с населением, и с торгующими организациями. Поучаствуем в этом благородном деле и мы. Хотя, по большому счету, обывателю все равно трудно понять, почему в одном магазине одна и та же колбаса стоит 290 рублей, а в другом – 350.
Что это: санкционный перекос, или установившаяся ранее плата за различный уровень обслуживания? А может, кто-то применяет демпинг, а кто-то продолжает работать по привычной схеме с определенным уровнем наценок? Не привыкни мы к особенностям торговли, когда покупателя завлекают к себе скидками на одну группу товаров, компенсируя потери в прибыли повышением на другую, не сладко бы пришлось сформированным бригадам контролеров, принимающим сигналы покупателей.
Тем не менее, главное внимание государства сегодня – именно оптовикам, переработчикам и производителям, а не рознице. Именно эти структуры, на взгляд профессионалов, вполне могут воспользоваться (и уже пользуются) ситуацией, чтобы необоснованно увеличить свой доход. А потому наш долг – сообщить координаты и телефоны официальных представителей Управления Федеральной антимонопольной службы, на которых возложена обязанность принимать тревожные звонки от самих торгующих организаций.
За проводимый мониторинг оптово-отпускных цен для говядины (кроме бескостного мяса), свинины (кроме бескостного мяса), кур, масла сливочного, молока, картофеля, капусты, лука репчатого, моркови, яблок отвечают конкретные специалисты. Телефоны горячей линии: (3842) 36-26-30 – Наумова Валерия Валерьевна, начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи, (3842)36-87-24 – Каминская Елена Борисовна, начальник отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков.
Как будут развиваться события на продовольственном рынке далее, пока не ясно. Я имею в виду именно цены, потому что, если верить ответственным работникам администрации области, прокормить мы сами себя в состоянии. Так, по данным начальника департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области Екатерины Кутылкиной, ежегодно Кузбасс потребляет около 21 тонны мяса, при этом на территории региона производится 14 тонн. «Наша доля обеспеченности – 66%, при этом региональные мощности используются только на 70%», — пояснила она.
Не вызывает беспокойства ситуация с колбасой: съедаем 12 тонн, их них 11 выпускается местными производителями. То есть, 90 процентов, а существующие мощности загружены лишь на 50 процентов. Обеспеченность молоком – 60 процентов, чтобы выйти на все 100, ничего строить не надо – достаточно опять же использовать имеющийся потенциал. А уж с мясом птицы вообще нет никаких проблем – на 99 процентов реализуемая в торговле продукция произведена именно в Кузбассе. Если учесть, что рядом с Кемеровской областью расположены такие перспективные в сельскохозяйственном отношении регионы, как Алтай и Хакассия, то вообще не должно быть никаких проблем.
Единственная головная боль – ценовая политика поставщиков рыбы и плодоовощной продукции. Но с этой проблемой пообещал справиться сам министр Федоров. «Не исключаю, что в ближайшее время могут быть возбуждены определенные дела — административные со стороны ФАС или даже правоохранительных органов, более строгие, чем те, которые могут привлекать к административной ответственности», — сказал он.
Меры приняты, осталось дождаться официальной статистики. Совершенно ясно при этом, что если серьезные ценовые изменения в какой-то группе товаров и последуют, то не ранее, чем месяца через три: когда все успокоится, и на повестке дня горячими станут другие — еще более патриотичные проблемы.
Слава Жилин
NK-TV.COM