ДТП с участием школьных автобусов и частников, занимающихся перевозками групп детей, с незавидной регулярностью оказываются в полицейских хрониках. При этом рассмотрение закона, который запрещает использовать для этих целей устаревший транспорт, отложили в пятый раз. Подробнее читайте в материала портала iz.ru.
Замкнутный круг
В Якутии 6 апреля автомобиль со школьниками попал в ДТП. После аварии в хирургическое отделение Нюрбинской центральной районной больницы были доставлены шестеро детей. По данным республиканского управления Следственного комитета России, которое проводит проверку по факту ДТП, ребята ехали на частном УАЗ 220695-04 на мероприятие в соседний населенный пункт. Группу из 10 школьников сопровождала педагог. ДТП произошло, когда микроавтобус уже почти добрался до пункта назначение: «УАЗ» столкнулся с ехавшей во встречном направлении машиной Toyota Land Cruiser. Следователи наряду с прокуратурой, помимо обстоятельств аварии, проверяют соблюдение правил перевозки несовершеннолетних, в том числе действия руководства школы.
Учения по спасению пострадавших в ДТП
Подобные новости из Якутии приходят постоянно. В марте 2017 года пострадали семь детей, которые ехали на соревнования по волейболу. Водитель не справился с управлением, из-за чего автомобиль слетел в кювет. Впоследствии выяснилось, что перевозчик, во-первых, не сообщил ГИБДД о перевозке детей, во-вторых, не проверил техническое состояние авто перед поездкой, а в-третьих, выпустил на рейс непроверенного водителя. Тремя месяцами ранее в ДТП в дальневосточной республике попал еще один частник, перевозивший группу подростков на конференцию в город Олемкинск. Обошлось без серьезных последствий: учащиеся интернета отделались ушибами и ссадинами, а сопровождавшая их учительница сломала кисть.
В криминальные хроники регулярно попадают и ДТП с официальными школьными автобусами. В октябре 2017 года на трассе Сыктывкар–Чебоксары школьный автобус врезался в лесовоз, в результате погибли три человека — водитель и двое сопровождавших детей взрослых. Полтора года назад два школьных автобуса столкнулись на трассе в Свердловской области, после аварии четыре ребенка были госпитализированы. Причиной ДТП, по версии прокуратуры, стала плохая уборка дорог. Административные дела завели на главу администрации села Сипавское, где произошло ДТП, и ответственного за состояние дорог «Уралдорстрой».
Хотели как лучше
В ситуации со школьными автобусами проще искать виноватых, во всяком случае с юридической точки зрения. С частниками дело сложнее, и не только в случае с поиском ответственных лиц. В ночь на понедельник, 9 апреля, попал в аварию на дороге Вологда –Новая Ладога автомобиль Acura, в котором находились пятеро подростков. Среди них был и сын водителя, который вез группу домой с соревнований по самбо, — путь предстояло проделать из Пскова в архангельский город Вельск. Ночью машина столкнулась сначала с «МАЗом», затем с грузовиком Scania, после чего съехала в кювет. Пострадавшие получили травмы средней тяжести.
В соцсетях развернулась ожесточенная дискуссия о том, кто прав, а кто виноват. Одни говорят о плохом состоянии дорог, другие —о безответственности тренера и родителей подростков, третьи — о причинах, которые толкают их самостоятельно заниматься перевозкой детей: «Для тех, кто спрашивает о «нормальности» таких поездок на соревнования, чем думали родители и прочее. Поездка на поезде из Вельска в Псков — это не менее 30 часов в пути с пересадкой в Москве. Не менее 3 тыс. рублей с человека за билеты в один конец. Плюс нужно что-то кушать (2,5 дня в пути + 1 день на соревнованиях). Итого стоимость такой поездки получается не меньше 7,5 тыс. рублей на человека. Вельск — это не Питер. Там очень многие просто не могут себе этого позволить».
Пока гром не грянет
Поездка на соревнования для участников детской спортивной команды по акробатике школы спортивного резерва «Сибиряк» закончилась трагически. В декабре 2016-го автобус, в котором находились дети и тренеры, попал в ДТП на трассе Тюмень–Ханты-Мансийск: в него врезался тягач с груженым полуприцепом, автобус вслед за ним вынесло на встречку, где он столкнулся с грузовиком. Погибли 10 подростков и двое взрослых, еще почти два десятка человек получили тяжелые травмы. Суд признал виновными по делу о ДТП трех человек: директора спортивной школы Ирину Тарасову, представителя частника-перевозчика Александра Сидорука и водителя грузовика Раиля Саитханова — последние двое получили реальные сроки лишения свободы.
Глава СКР Александр Бастрыкин, вспоминая последствия крупной аварии год спустя, предложил снова обязать ГИБДД сопровождать автобусы с детьми, даже если речь идет не о колонне транспортных средств. С соответствующей инициативой он обратился к руководителю МВД, однако пока она осталась без движения. Томское управление ГИБДД, например, для контроля за сферой транспортировки детей вызвалось создать специальный центр, который будет следить за организацией школьных перевозок.
Звучали и предложения об ужесточении наказания за незаконные перевозки детей и допущенные при их осуществлении нарушения. Для примера: якутскому таксисту, у которого загорелась машина во время поездки со школьниками, нарушение обойдется в штраф в размере 4 тыс. рублей.
Проверки автопарков повально организовываются после резонансных ДТП. Полтора года назад масштабная инспекция транспорта, задействованного в перевозке детей, была организована в Магаданской области как раз после аварии с автобусом, в которой погибли воспитанники спортивной школы «Сибиряк». В Новгородской области оперативную проверку школ, где развозят учащихся, решили провести в конце прошлого года после ДТП с участием школьного автобуса, в котором пострадали двое.
Справедливости ради стоит отметить, что состояние автопарков отслеживают и в плановом режиме. В понедельник, 9 апреля, результаты проверки обнародовала прокуратура Курганской области. Ведомство выявило несколько нарушений при организации детских перевозок в Щучанском районе: «Вскрыты факты наличия в автобусах неисправных огнетушителей и просроченных медицинских аптечек, отсутствия убирающейся ступеньки. В одном из транспортных средств в неисправном состоянии находилась кнопка «Просьба об остановке», в нескольких автобусах отсутствовало устройство, препятствующее движению при открытых дверях». Волгоградская прокуратура летом прошлого года выявила порядка 200 нарушений. В частности, в нескольких школьных автобусах не был установлен тахограф, с помощью которого контролируются скорость и маршрут движения.
Нарушения у российских перевозчиков выявляли и иностранцы: в марте этого года дорожная полиция Берлина задержала «подозрительный автобус» с детьми. Оказалось, что там находилась группа калининградских школьников. Состояние транспорта озадачило немцев, удивившихся, что он вообще может ехать. В итоге автобус конфисковали, а его владельца оштрафовали на несколько тысяч евро. Перевозчики утверждали, что автобус прошел все необходимые осмотры перед поездкой.
Число законодательных актов, регулирующих сферу детских перевозок, продолжает расти. В конце 2017 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев одобрил постановление, которое обязывает устанавливать на школьные автобусы мигалки. Тем же документом ввели новые ограничения для водителей, занимающихся перевозкой детских групп: стаж за рулем не должен быть меньше года.
Другой вопрос — обеспечение образовательных учреждений как самими автобусами, так и необходимым для них оборудованием. В конце марта Госдума приняла в первом чтении законопроект, в котором за муниципалитетами закрепляется обязательство обеспечивать перевозку школьников между населенными пунктами, которые выходят в состав одного муниципального района. Из-за споров, кому платить за транспорт, дети попросту оставались без автобусов.
Автобус везет детей в сельскую школу
Пока самое главное нововведение — запрет на использование автобусов старше 10 лет при организации перевозок групп детей. Соответствующее постановление должно было вступить в силу еще в 2014 году, однако несколько раз откладывалось, чтобы дать возможность как перевозчикам, так и школам подготовиться к изменениям. В ГИБДД неоднократно подчеркивали, что огромное число нарушений касается именно технического состояния транспортных средств. Причиной ДТП, как подчеркивали в дорожном ведомстве, может стать даже одна выключенная фара.
Однако вступление закона в силу в очередной раз перенесли — на этот раз с 1 января на 1 июля 2018 года. О переносе просил Минтранс, настаивающий на том, что запрет нужно вводить поэтапно в разных регионах. Не исключено, что будет разработан пошаговый план, в котором прописаны ступени в зависимости от субъекта и вида транспорта. Первопроходцами могут стать Москва и Санкт-Петербург. Регионы в ускоренном темпе докупают недостающий транспорт, ориентируясь пока на срок до июля. В Бурятию, например, в январе привезли почти 50 новых автобусов, их распределили по 16 районам республики. В 2017-м автопарк бурятских школ пополнился 64 машинами. В Сахалинской области заявляли, что готовы к изменениям — все задействованные в перевозках школьников автобусы не старше 10 лет.
Однако не все субъекты могут похвастаться такими же показателями. Власти Крыма, например, признают, что им еще автопарки школ обновлять и обновлять, причем не один год. Непростая ситуация и в Дагестане. Если нововведения начнут действовать уже летом, у многих школьников из высокогорных районов останется лишь один вариант — ходить пешком, отмечали в минтрансе республики. Альтернативного транспорта там попросту нет.