Новокузнечане, кому «немного за тридцать», по идее, должны ещё помнить хотя бы субботники: папа чинит скамейку у подъезда, мама белит «ножки» дворовых клёнов, а тебе – гордому! – дали грабельки убирать прошлогоднюю листву. Ну а если вам «много» за тридцать, то вы просто обязаны помнить своё пионерского звено имени какого-нибудь пионера-героя (в моём третьем классе это был Павлик Морозов) и как вы отчаянно сражались с остальными звеньями за высокое звание лучших сборщиков металлолома!

Нет, правда, помните?! 22 апреля, день рождения дедушки Ленина: школьная пионерская дружина шушукается и болтается, как воздушные шарики, ждёт вожатую. Но просто так стоять и ждать – невыносимо скучно. И вы уже носитесь по школьному двору с таким же друзьями-товарищами (позором любого уважающего себя пионерского звена). А весёлый апрельский ветер с грохотом поднимает и опускает за вашей спиной огненные крылышки пионерского галстука. Ни дать ни взять – розовощёкие ангелочки революции!

А помните сказки Бонча Бруевича? Про то, как маленький Ленин разбил вазу и ничего не сказал, но потом ему стало стыдно, и он признался. Про «общество чистых тарелок», которое Владимир Ильич однажды выдумал, чтобы приучить капризных детей съедать всё дочиста. Кстати, Ленин любил покушать. Во время ссылки в селе Шушенском на его столе были жаркое из баранины, рублёные телячьи котлеты, дичь и зайцы, на которых он сам охотился, а молока, ватрушек и шанежек хватало не только для «политического», но и для его собаки Женьки.

Но когда голодала вся страна, в которой победила рабоче-крестьянская власть, он питался вместе со всеми товарищами жидким супом из селёдки, чечевичной кашей и чаем без сахара. И только когда члены Совнаркома прямо на заседаниях стали падать в голодные обмороки, Владимир Ильич экстренно ввёл для них спецпитание – свежую рыбу, отбивные, копчёности и колбасы, икру и кофе, пирожные и конфеты, вина и коньяки.

Когда-то вся детвора и молодёжь Советского Союза в обязательном порядке были октябрятами, пионерами и членами Ленинского комсомола, а везде и всюду ласково щурился Он – трогательный и кудрявый на октябрятских звёздочках, целеустремлённый на комсомольских значках, мужественный на фотке с бревном, мудрый на своих многочисленных портретах.

Помню, в десять лет я неистово мечтала, нет, не об игрушках, шмотках, поездках на море, а о том, чтобы найти уэлссовскую машину времени. Я хотела отправиться туда, где подлая меньшевичка Каплан поднимает заряженный ядовитыми пулями револьвер против милого, доброго, чудесного «волшебника из страны», обладавшего самым незабываемым на свете прищуром. И кинуться ей наперерез, закрыв Ильича своей красногалстучной пионерской грудкой.

Всё это уже в прошлом веке – где был и сплыл «Союз нерушимый республик свободных». Но по всей стране остались памятники Ленина – недавно я видела такой в посёлке Кульчаны у старенького ДК, переделанного в магазин или что-то вроде этого. Есть среди них трогательные, есть забавные. Например, вождь мирового пролетариата с двумя кепками – одна на голове, а другая в руке.

И по-прежнему в нашей стране улицы Ленина занимают первое место среди всех российских улиц, названных в чью-то честь. Даже в самом малозначительном населённом

пункте обязательно есть такая. Собственная улица Ленина есть и в нашем Новокузнецке. Она бежит прямой спицей вдоль трамвайных путей от Советской площади до Малоэтажки Кузнецкого района, нанизывая пыльную пряжу петляющих улочек, отражаясь в цветных витринах бесчисленных магазинчиков и ломбардов.

В старом Кузнецке эту улицу называли Базарной – видимо, ещё в XIX веке местные жители собирались здесь, чтобы всласть покупать и продавать. В 1920 году – ещё до Кузнецкстроя – её удостоили именем вождя мирового пролетариата, а в 30-х, строя город-сад, начали застраивать «райскими» пятиэтажками.

На советских плакатах часто можно было лицезреть «святую троицу коммунистической партии». За профилем Маркса следовал профиль Энгельса, а за Энгельсом – профиль Ленина. А в 90-х появился популярный анекдот: «Утомленный профессор марксизма-ленинизма принимает у студента зачёт, а тот ни гу-гу! Даже не знает, кто такой Ленин. Профессор его спрашивает: «Вы откуда?» А он: «Из Бердичева». И тут профессор вздыхает: «Бросить бы всё – уехать в Бердичев!».

А сегодня и в Бердичев уезжать не нужно – просто Ленина, маленького с кудрявой головой и целеустремлённого с мудрым прищуром, будто взяли и стёрли мягким ластиком. И ничего не осталось.

Инга Видалова

NK-TV.COM

Еще
Еще В России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Что изменится в жизни россиян с 1 мая

Выплаты летчикам и шахтерам Традиционно ежемесячную надбавку к пенсии членам летных экипаж…