Неужели наш «уважаемый долгострой»  на проспектеМеталлургов, – с которым мы, кажется, уже практически сжились, наконец-то завершается?! Уже к Дню шахтера обновлённый «луч» одной из первых улиц Новокузнецка  по обещанию городских властей засияет во всём великолепии. Как раз к своему дню рождения! Ведь в виде проспекта Металлургов этот бегущий от вокзала «луч» появился 10 августа 1957 года. 

Тогдашнюю главную и вообще «визитную» городскую улицу назвали в честь главных людей нашего города, а главными людьми в нашем городе тогда были металлурги. Хотя на самом деле этот проспект старше на четверть века. Он ровесник нового Кузнецка, построенный ещё легендарными кузнецкстроевцами. 

Раньше, в дореволюционную и досоветскую историю нашего города тут были топкие торфяные болота с тучами злющего гнуса. И первостроители Новокузнецка их засыпали, чтобы построить для себя и своих детей город-сад. 

Первые здания появились здесь в начале 1930-х, когда новый Кузнецк начал стремительно вырастать из «коротких штанишек» Верхней Колонии. Кузнецкстроевцызастраивали его так же ударно, как тогда делали всё – от домов культуры до громадин-комбинатов. Но до августа 1957 года Металлургов носил совсем другое имя – Молотова. И Центральный район назывался Молотовским. 

Свои названия они получили в 1935 году в честь председателя Совета народных комиссаров СССР, министра иностранных дел СССР, Героя Социалистического Труда Вячеслава Молотова. Этот удивительный человек пережил все сталинские чистки, но выступил против нового генсека Хрущёва и попал в немилость. Молотов был снят со всех постов «за принадлежность к антипартийной группе». Его вывели из состава Президиума ЦК КПСС и из ЦК КПСС. 

И практически сразу три города в СССР, названные в его честь, были переименованы – а вместе с ними и наш Молотовский проспект. Опальному аппаратчику было в то время всего 67 – ещё ого-го сколько можно управлять! Его всё-таки восстановили в партии – уже после того, как отправили дачничать самого Хрущёва. Но до постов Молотова больше не допускали, и он тихо умер в столице нашей Родины в возрасте 96 лет, через год после того, как Горбачёв начал перестраивать страну.

Однако в середине 1930-х такое будущее – министра и проспекта – ещё ничто не предвещало. Кузнецкстроевцыстроили «луч» Молотова не просто как место, где можно отоспаться между трудными сменами. Эта улица сразу же стала культурным центром нового Кузнецка. 

Первыми из первых здесь появились диковинный звуковой кинотеатр «Коммунар», сад Металлургов, заложенный самими кузнецкстроевцами во время субботников ещё в 1930-м, Дворец культуры кузнецких металлургов, торжественно открытый осенью 1936-го, фонтан с лягушками, весело зажурчавший в 1937-м. Через некоторое время рядом был разбит наш нынешний парк Гагарина. 

Появились площадь Маяковского с памятником-поэтом, написавшим, что город будет, а саду цвесть, и кинотеатр «Октябрь» – единственный из построенных в СССР городских кинотеатров, где и сегодня показывают кино. Кукольный театр. Краеведческий «музей с пушками». Драмтеатр. Театральная площадь… Да, главным людям советского Новокузнецка было куда бегать на свидания и куда водить появившихся в результате этих свиданий детей!

А какие на Молотова-Металлургов строили дома! Взять хоть №25, где в 1940-х жили сплошь самые заслуженные металлурги ну и начальство, конечно. Здесь был первый в городе лифт, невиданные мусоропровод и водоснабжение, а в каждой квартире – ванная и комната для прислуги. Во дворе – личный фонтан, зелёные площадки, цветники, асфальтовые дорожки, чугунные электрические фонари…Вот такой «город-сад» для избранных в отдельно взятом доме! 

Тут до сих пор сохранился первозданный фонарь, правда, ничего не освещающий, и разбитая чашка дворового фонтана, которая уже многие десятилетия наполняется только дождём и снегом.

А одиннадцатиэтажка на Театральной площади?! Построенная к началу 1960-х, она стала чуть ли не первым в Сибири небоскрёбом. Таких тогда не было ни в Новосибирске, ни в Красноярске, ни другом каком городе за Уралом! 

К слову, идея такой высотки родилась ещё в конце 1930-х. Тогда же выбрали место под будущий небоскрёб – просто власти решили закрыть дома-коробки парадным зданием. Тут же разработали эскиз шикарной гостиницы, которая бы закрыла угол между Молотова и Кирова, где находились два пятиэтажных дома-коммуны с двухэтажным переходом, фабрикой-кухней и универмагом.

Замахнулись сразу на 50-метровое здание в 16 этажей с панорамными круглыми окнами под крышей, за которыми, похоже, планировался ресторан, и венчающим высотку 15-метровым шпилем, украшенным шестиметровой фигурой. По ходу строительства снесли последние лачуги деревни Бессоново у стройплощадки и засыпали погреба, которые горожане держали тогда в районе нынешней Театральной площади. 

Но грянул указ генсека Хрущёва, запретивший архитектурные излишества. Нашему драмтеатру повезло – его успели достроить по проекту времён Сталина и Сталинска. А шикарная 16-этажная гостиница с панорамным рестораном, шпилем и украшениями превратилась в десятиэтажное общежитие. Правда, одиннадцатый «двухэтажный» этаж с идущими вкруговую огромными окнами, стал новокузнецким монмартром. Здесь и сейчас находятся мастерские городских художников.

Кроме того, на Металлургов был построен самый большой жилой дом в Кузбассе – №39. Украшенный сверху башенками и декоративными колонами, рассчитанный сразу на 280 семей, он появился здесь в 1955-м – на месте болота. В группу архитекторов, проектировавших этот дом и этот проспект, входил и Николай Александрович Бровкин. 

«Рождённый революцией» и Кузнецкстроем, он вместе с первыми кузнецкстроевцами приехал строить новый Кузнецк ещё в 1929 году. Был противником немецкого формализма, заполнявшего городские улицы максимально упрощёнными и безликими зданиями. Сам жил в нынешнем доме №53 на проспекте Металлургов, где теперь висит памятная мемориальная табличка с его именем.

А ещё именно проспект Металлургов начинается у главных ворот Новокузнецка – нашего железнодорожного вокзала, ведущего свою историю с 1926 года. Его первое здание, кстати, построили разведчики здешних подземных богатств – геологи. Он был из дикого камня. 

Уже во времена Кузнецкстроя – в 1932-м – тут было 14 грузовых путей и четыре пассажирских. А к приезду всесоюзного старосты, «дорогого товарища» Калинина в 1934-м, почтившего личной инспекцией ударно построенный Кузнецкий металлургический завод, сдали ещё одну ветку – Мундыбаш-Таштагол. 

К 1962-му в нашем Новокузнецке, только-только переименованном из Сталинска, появилось новое типовое здание вокзала – точно такое же, как в Кемерово, Барнауле, Магнитогорске и Нижнем Тагиле. И только спустя полвека его реконструировали, превратив в довольно симпатичный «кукольный домик», прошпиливающий своими причудливыми башенками новокузнецкие небеса.

Инга Видалова

Еще
Еще В Новокузнецке

2 комментария

  1. бывалый

    10.08.2020 17:54 в 17:54

    ох и не нравится мне реконструкция проспекта металлургов

    Ответить

  2. реалист

    10.08.2020 17:55 в 17:55

    дорога горбатая , всё делают без бетонных плит, а это значит халтура

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Капремонт подорожает с января

В отличие от коммунальных платежей, увеличение которых запланировано на июль, минимальный …