Первые здания появились здесь в начале 1930-х, когда Новокузнецк начал стремительно вырастать из «коротких штанишек» Верхней Колонии. Кузнецкстроевцы застраивали его также ударно, как тогда делали всё – от домов культуры до громадин-комбинатов. И на засыпанных торфяниках появилось настоящее чудо – башенные краны! Уже в 1933 годумежду заводоуправлением и вокзалом весело побежали трамвайные пути, а по ним – многими никогда не виданный первый кузнецкий трамвай… Так рождался проспект, которому 10 августа 1957 года дали гордое название – Металлургов!
… Что было совсем не удивительно. Ну сами подумайте, а в честь кого называть тогдашнюю «визитную» городскую улицу, как не в честь главных, можно даже сказать, «градообразующих» людей города!
С тех пор, конечно, многое поменялось – и статусы улиц, и статусы людей. Но проспект Металлургов, выстреливающий лучом от Привокзальной площади, дожил до своего 65-летия. Хотя на самом деле он старше на четверть века и является ровесником Новокузнецка, появившегося благодаря героическим усилиям кузнецкстроевцев.
Они строили свой проспект не просто как место, где можно отоспаться между тяжёлыми сменами. Тот сразу же стал культурным центром нового советского города! Первыми из первых здесь появились диковинный звуковой кинотеатр «Коммунар», сад Металлургов, Дворец культуры кузнецких металлургов, любимый детьми и взрослыми «фонтан с лягушками».
Позже проспект украсила площадь Маяковского с памятником-поэтом, написавшим, что город будет, а саду цвесть. Кинотеатр «Октябрь» – единственный, кто из всех построенных в СССР городских кинотеатров и сегодня худо-бедно показывает кино. Кукольный театр. Краеведческий «музей с пушками». Драмтеатр. Театральная площадь. Да, главным людям советского Новокузнецка было куда бегать на свидания и куда водить появившихся в результате этих свиданий детей!
А вот первые жилые дома на ещё безымянном тогда проспекте были простенькими, трёхэтажными, из голой кирпичной кладки – ни штукатуркой, ни тем более какими-то буржуйскими финтифлюшками люди, строившие социализм, не увлекались. Была бы крыша над головой – а не телега! – да кусок хлеба.
Но уже к 1940-м годам всё изменилось, – и на проспекте стали вырастать дома, на которые специально приходили поглазеть! Взять хоть №25, где жили самые заслуженные металлурги ну и начальство, конечно. Здесь были первый в городе лифт, невиданные мусоропровод и водоснабжение, а в каждой квартире – ванная и комната для прислуги. Во дворе – личный фонтан, зелёные площадки, цветники, асфальтовые дорожки, чугунные электрические фонари. Вот такой «город-сад» для избранных – в отдельно взятом доме!
К слову, самый большой жилой дом в Кузбассе – №39 – тоже был построен на старейшем новокузнецком проспекте. Украшенный сверху башенками и декоративными колонами, рассчитанный сразу на 280 семей, он появился в 1955 году на месте топкого болота.
Среди проектировавших и этот дом, и сам проспект архитекторов был Николай Александрович Бровкин.«Рождённый революцией» и Кузнецкстроем, он вместе с первыми кузнецкстроевцами приехал строить новый Кузнецк ещё в 1929 году и, по воспоминаниям, был противником немецкого формализма, «заполнявшего» городские улицы максимально упрощёнными и безликими зданиями.
А одиннадцатиэтажка на Театральной площади?! Построенная к началу 1960-х, она стала чуть ли не первым в Сибири небоскрёбом – таких тогда не было ни в Новосибирске, ни в Красноярске, ни в любом другом городе за Уралом.
Интересно, что идея такой высотки появилась ещё в конце 1930-х годов – тогда же выбрали и место под будущий небоскрёб! Просто «наверху» было решено закрыть неприглядные дома-коробки парадными зданиями, расположив их по периметру улиц. И в Сталинске тут же разработали эскиз шикарной гостиницы, которая стала бы «ширмой», за которой можно было «спрятать» два пятиэтажных дома-коммуны с двухэтажным переходом, фабрикой-кухней и универмагом.
Замахнулись сразу на 50-метровое здание в 16 этажей с панорамными круглыми окнами под крышей, за которыми, похоже, планировался ресторан, и венчающим высотку 15-метровым шпилем, украшенным 6-метровой фигурой. По ходу строительства сносили последние лачуги деревни Бессоново у стройплощадки и засыпали погреба, которые горожане держали тогда в районе нынешней Театральной площади.
Но грянул указ генсека Хрущёва, запретивший архитектурные излишества. Нашему драмтеатру повезло – его успели достроить по проекту времён Сталина и Сталинска. А шикарная 16-этажная гостиница с панорамным рестораном, шпилем и украшениями превратилась в 10-этажное общежитие. Правда, его 11-й«двухэтажный» этаж с идущими вкруговую огромными окнами, стал новокузнецким монмартром – здесь и сейчас находятся мастерские городских художников.
… Больше полувека проспект Металлургов был главным в нашем городе, только в 1990-х уступив это звание улице Кирова. Правда, до 10 августа 1957 года он носил имя председателя Совета народных комиссаров СССР, министра иностранных дел СССР, Героя Социалистического Труда Вячеслава Молотова. Да и весь Центральный район тогда назывался Молотовским.
Советскому аппаратчику удалось благополучно пережить все сталинские чистки, но не повезло попасть «под раздачу» тяжёлого на ботинок генсека Никиты Хрущёва. Молотов был снят со всех постов, а три города Советского Союза, названные в его честь, сразу же были переименованы. А вместе с ними и наш Молотовский проспект!
Инга Видалова