Госсовет Татарстана одобрил проект поправок в Семейный кодекс, усложняющий процедуру развода. В ближайшее время законопроект будет внесен в Госдуму.
Инициатива увеличивает до трех месяцев время, которое дается паре на раздумья. ЗАГС сразу никого не разводит. Семья не игрушка, так просто ее не сломаешь. Сегодня супругам, принесшим в ЗАГС печальную весть, дается месяц, чтобы передумать. Что будет, если заставить людей ждать дольше? Увидим, если инициатива пройдет.
Также проект предлагает отменить как класс заочные разводы. Слова «Не люблю» и «Не могу больше жить с тобой» надо говорить в лицо. Возможно, другая сторона найдет какие-то важные слова, позволяющие залечить семейные раны. А на нет — и семьи нет.
Третье предложение: когда люди разводятся по суду (кто-то из супругов возражает против развода и у них есть общие несовершеннолетние дети), суд должен принять меры к примирению сторон, для чего разбирательство будет отложено на шесть месяцев. За это время специалисты по примирению попытаются собрать осколки любви.
Как рассказывают разработчики проекта, в Татарстане уже внедрена практика примирения супругов, желающих расторгнуть брак. Людей, решивших начать процедуру развода, сотрудники ЗАГСов отправляют на консультацию к семейным психологам. В результате многих удается отговорить. За год число разводов в республике снизилось более чем на полторы тысячи. В 2015 году в Татарстане разошлись 13 450 семейных пар, это на 11 процентов меньше, чем годом ранее. При этом основная масса разводов происходит в судебной порядке. По данным республиканского ЗАГСа, до 80 процентов разводов прошли через суд. Поэтому предлагается ввести обязательную примирительную процедуру и в рамках судебного процесса.
Что касается заочных разводов, то, по словам авторов проекта, предлагаемый запрет позволит свести к минимуму случаи расторжения брака без выяснения мнения другой стороны.
«Так, в Республике Татарстан около 45 процентов решений судов, на основании которых расторгаются браки, являются заочными, то есть вынесенными заочно в связи с отсутствием на заседании ответчика, который был предварительно извещен о дате, месте и времени заседания, но не сообщил об уважительной причине своей неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие», — говорится в пояснительной записке. По словам авторов проекта, предлагаемая норма не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу в обычном порядке. Иными словами, несколько меняется только процедура.
Инициатива уже вызвала широкий резонанс, в том числе и вал критики. Некоторые скептики высказываются в том духе, что, мол, предлагается дополнительная волокита, а ей семью не склеишь. «Насильно мил не будешь» в ходе обсуждения проекта звучит особенно часто.
«Меня часто спрашивают доверители, что им нужно сделать для того, чтобы суд отказался их разводить? Кроме взаимного согласия на сохранение семьи, к сожалению, ничего, — сказала «РГ» адвокат Виктория Пашкова. — Конечно, очень печально наблюдать за распадом тех семей, в которых один из супругов против развода. Но, с другой стороны, для заключения брака нужно согласие обоих супругов, и если один из них не согласен, навязать брак ему нельзя. Поэтому я считаю, что нежелания одного супруга жить в браке должно быть достаточно для его расторжения, брак — это все-таки не кабала и он не должен в нее превращаться, в противном случае развод превратится в еще один предмет шантажа между супругами. Кто хочет расторгнуть брак, обязательно сделает это, и ни высокие пошлины, ни увеличенные сроки, ни наличие детей семью не спасут. Другое дело, что нужно налаживать саму процедуру развода применительно к защите прав детей, чтобы она не носила в суде формальный характер, а включала в себя и выяснение причин распада семьи, и решение вопросов последующего воспитания и содержания детей».