Сегодня день рождения Александра Суслова. Художника-монументалиста, живописца, графика. Председателя Новокузнецкого отделения Союза художников России. Человека, чьи мечты всегда сбываются – он сам их «сбывает»! Александр Васильевич продолжает творить. И много работает с молодёжью. И постоянно открывает новые для Новокузнецка выставки, имена и даже целые направления изобразительного искусства. Он родился 5 сентября послевоенного, счастливого 1947-го, когда – после выстраданной победы – все так надеялись на мир и жизнь. И этой жизни в Александре Суслове действительно в избытке – несмотря на то, что вот ведь, и не поверишь, он разменял уже девятый десяток. А сколько нём любви и любования миром!
– Вы ведь родом из Заволжья – степной человек. Трудно было привыкать к Новокузнецку?
– После отделения монументально-декоративной живописи Харьковского художественно-промышленного института я получил распределение в Кемерово. Работал в художественно-производственных мастерских художественного фонда РСФСР – были такие. А в 1986-м переехал в Новокузнецк – уж очень настойчивыми были мои новокузнецкие друзья. Город понравился, но всё равно адаптация оказалась долгой, тяжёлой. Всё чужое! Я же из степи… Там главная тема – это горизонт. А здесь горизонта просто нет. Но прошло лет пять, и я стал ездить по округе и потихоньку вошёл в природный контекст. Где только с тех пор не жил! Но Новокузнецк остаётся для меня самым лучшим местом. Мне здесь очень комфортно. Да, у города сильная энергетика, которую не каждый выдерживает. Слишком много железа, металла… Но эта первозданная, хтоническая энергия очень хорошо со мной резонирует.
– Интересно, а как жилось и творилось людям искусства в Советском Союзе – вы же из того времени?
– Очень надёжно – всегда был кусок хлеба с маслом и даже с икрой. Хватало сделать один заказ в полгода, чтобы без суеты и нервотрёпки заниматься чистым искусством. Государство заботилось о своих «орфеях», да и любой ремесленник, рисующий афиши в каком-нибудь маленьком кинотеатре, жил гораздо сытнее, чем многие художники сейчас. Во-первых, требовалась монументальная пропаганда советской системы ценностей, а во-вторых, обеспечивался социалистический «набор» этих самых ценностей всем гражданам. Я ведь когда поступал в Харьков, у нас был конкурс на место – 25 человек, и ни одной девчонки на курсе! В художники ломились только мужики – это было престижно, эта профессия могла прокормить тебя и твою семью. Сегодня с точностью наоборот – когда моя дочь Ярослава, тоже монументалист, закончила художественную академию, на её курсе не было ни одного парня!
– А как художники зарабатывают на жизнь в наше время – без художественно-производственных мастерских РСФСР и обязательных госзаказов хотя бы раз в полгода?
– Тот, кто умеет зарабатывать своей профессией, как-то крутится, добывая те же заказы – правда, уже частные. Кто-то расписывает храмы. Кто-то преподаёт в «художках» и колледже, занимается индивидуальным репетиторством. Кто-то пишет портреты – с фотографической точностью. К сожалению, наш Новокузнецк не может дать работу своим художникам.
– Чем живёт мир современного искусства?
– Ничем особенным… и всем. В общем, как всегда, в любые времена. Мы, художники, по-прежнему бросаем свои сети в энергетическое поле Земли – ловим образы и идеи, которые во все времена будут вечными и живыми. Мы переводим их в классические формы, а для этого как минимум надо уметь рисовать, писать и думать! Есть копирайт, а есть уникальные авторские работы. Есть жанровые картинки, по сути комиксы, а есть исследование явлений, происходящих в человеческих сообществах, в наши дни, в наших городах, на нашей планете. Это задача художника – искать ответы на вечные вопросы, фиксировать собственные чувства, перекликающиеся с чувствами многих других людей. Главное – мы думаем! И те, кто пишет картины, и те, кто приходит, чтобы эти картины увидеть.
– И всё-таки зачем нашему обществу художники – ведь, кажется, вполне достаточно, чтобы бутерброд был потолще, а по плазме, взятой в кредит, крутили бесконечные реалити-шоу?
– Только с бутербродами и шоу человек одеревенеет, станет роботом без собственных мыслей и чувств, с заложенной простенькой программкой. Если представить, что в нашем мире вдруг исчезнут все произведения искусства… Больше не будет темы души! Знаете, я встречаю немало взрослых людей, которые очень трогательно хотят научиться рисовать – просто так, для себя, потому что таково желание их сердца. Это значит – душа живёт! Сейчас многие дети учатся рисованию, учатся музыке – причём большинство из них даже не собираются становиться художниками и музыкантами. Но они – это точно – будут совсем другими людьми. И это так и надо! Потому что человечество должно быть человечным. И мы, художники, боремся даже не за самих себя и собственное выживание, а за эту человечность!
Записала Инна Ким
Сергей
05.09.2022 21:57 в 21:57
Хватит пить. Если с 1947 года, то ему 75