Российский энергетический уголь с поставкой из портов Дальнего Востока с начала года подешевел в среднем на 17%.
К концу февраля энергетический уголь с калорийностью 6000 килокалорий в портах стоит 135 долларов за тонну, а с калорийностью 5500 килокалорий — 124 доллара. Год назад цены на них колебались на уровне 140-193 доллара за тонну. По данным Росстата, в январе добыча угля в РФ сократилась на 1,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 34,9 миллиона тонн. В месячном выражении падение достигло 19,3%.
Как сообщают аналитики, такая динамика связана с относительно теплой зимой, опережающим ростом добычи угля в Китае и резким снижением цен на газ в Европе, которые в феврале оказались в три раза ниже, чем год назад. Предполагается, что ситуация не изменится до конца второго квартала, который характеризуется низким потреблением топлива.
Для Кузбасса, основу экономики которого составляет добыча и переработка угля, негативная динамика, связанная со сбытом продукции чревата не только падением уровня доходов населения и утратой рабочих мест. Рабочие места можно восстановить, развивая неугольные отрасли. Намного печальнее ситуация связанная с рекультивацией разрезов.
Закон не запрещает ООО, в том числе в угольном бизнесе, уходить в банкротство. Но кто при этом исполнит обязательства по рекультивации, которые предприятия берут на себя с перспективой их исполнения через 20-30 лет? Кроме того, если «яма» полностью не отработана, то есть, если имеющийся на данном участке уголь не довыбран, рекультивацию там проводить нельзя. Но новым предприятиям не интересно заходить туда, где «сливки» уже сняты, к тому же, вместе с «остатками» на них свалятся в полном объеме обязательства по рекультивации за себя и за того, признавшего себя банкротом парня. Потому так много в регионе никому не нужных ям и дымящихся отвалов: тех юрлиц, которые их накопали уже нет, а новым заходить на почти выработанные участки экономически не выгодно. Если прекратить выдавать разрешения новые участки, то угольщики попросту отправятся туда, где «сливки» еще не сняты: Якутия, Дальний Восток…
Проблему надо решать на уровне федерации. Если не отработать алгоритм с исполнением угольными предприятиями своих обязательств по рекультивации на примере Кемеровской области, то через небольшой отрезок времени Сибирь и Дальний Восток превратятся в один сплошной перекопанный чадящий отвалами Кузбасс. Причем, чем севернее территория угледобычи, тем ввиду короткого лета природный восстановительный потенциал ниже, а риски, связанные с таянием вечной мерзлоты выше. Наш земной шар слишком мал, чтобы продолжать рыть недра, не заботясь об их восстановлении. Получение сиюминутной прибыли не стоит тех глобальных последствий, которые нас всех ожидают за бездумное отношение к планете.
Светлана Зеленина
Фото https://img-fotki.yandex.ru/get/6732/51604349.144/0_bf9af_30375121_orig.jpg