«Присмотря где место угожее, где б угодья всякие поставити острог и всем укрепити, и кузнецких людей под
государеву высокую руку призывать ласкою, а не жесточью, чтобы Кузнецких и иных волостей люди были под государевой рукой безотступно, и государев ясак с себя ежегод давали. А буде которые Кузнецких и иных волостей люди учинятца в ен –
послушании велели воевати: жен и детей в полон имати, а лутчих людей в закладчики (заложники) приводите в Томской город».

… Вот такой наказ ещё на исходе зимы 1618 года получили казачий голова Молчан Лавров и татарский голова Осип Кокорев. А уже в начале весны русские отряды томских, тюменских и верхотурских служилых людей в количестве 45 человек благополучно соединились и под предводительством сына боярского Остафия Харламова-Михалевского двинулись к цели. Ну а ровно 405 лет назад они построили Кузнецкий острог!

Исторические документы не сохранили точной даты и места основа

ния первого военного укрепления «в Кузнецах». Более или менее достоверно известно только то, что вернувшиеся в Томск в мае 1618 года служилые люди сообщили, что «на усть Кондобы реки острог поставили». А с 1620 года и до конца XVIII века Кузнецкий острог находился уже в более выгодном стратегическом месте – на возвышении правого берега Томи чуть ниже того места, где она делает крутой поворот на север и в неё впадает река Кондома.

Но прежде чем стать в начале XVII века центром русской колонизации южной Сибири, наш старый Кузнецк на протяжении нескольких столетий был территорией обитания тюркоязычных племён, которые Российская империя очень хотела прибрать к рукам и обложить данью – ясаком. Так что к тому времени, как русские казаки пришли в верховья Томи, в излучине этой горной реки уже существовало укрепленное оседлое поселение Аба-Тура.

Покорённое, а вернее, без особых хлопот покорившееся коренное население казаки называли «кузнецкими людьми» – за умение выплавлять медь и железо из местных руд и изготавливать оружие и другие кузнечные изделия. Поэтому и острог назвали Кузнецким!

В первые годы своего существования он не имел даже постоянного военного населения. Сюда отправляли десяток служилых людей – годовальщиков – на годичную службу. Однако уже в 1621 году здесь разместили собственный гарнизон, а рядом стали селиться крестьяне, которые к середине XVII века образовали первые заимки и деревни. Ну а в 1622 году Кузнецкий острог получил статус города с именем Кузнецк.

Целых сто лет наш Кузнецк был пограничным военным форпостом Российского государства – крайней южной точкой русской обороны от «немирных инородцев»! На него нападали кыргызы, томские и кузнецкие татары, телеуты, джунгары.

В ответ на эту угрозу острожный гарнизон всё время увеличивался, а его укрепления расширялись и достраивались. Лишь в начале XVIII века были основаны Омск, Бийск, Барнаул и Абакан и построена оборонительная Бийско-Кузнецкая линия, после чего граница отодвинулась на юг.

Ну а в верховьях Томи стало слишком спокойно. Деревянные и земляные укрепления обветшали и были частично разобраны – наверное, на заимки пошли! Но с появлением новой опасности – со стороны Китая – начали строить серьёзное оборонительное сооружение.

Так на Вознесенской горе в 1798-1820 годах появилась каменная крепость. Вот только она практически сразу оказалась не нужна. И вскоре воинские части были выведены, вооружение распродано, а сама новенькая крепость превращена в тюрьму.

На этом военная история Кузнецка закончилась. Правда, наш город оставался административным центром одноименного уезда Томской губернии, но тишь и гладь здесь царили почище, чем в иных городах и весях огромного сибирского захолустья!

Крупные транзитные дороги – Московско-Сибирский тракт и Транссибирская магистраль – проходили в стороне. Кузнецк не стал центром золотодобычи, как Мариинск, или металлургического производства, как Гурьевск… Но и в нём жизнь хоть и неспешно, двигалась вперёд!

В XIX веке наш старый Кузнецк был настоящим уездным городом – как в пьесах русских классиков! Он уже окончательно потерял своё оборонное значение, а крепость на Вознесенской горе была упразднена.

В уездном городе K. всё было, как положено по тем временам: три церкви, две часовни, уездное и два приходских училища, один воскобелильный, два мыловаренных, четыре кирпичных завода и, разумеется, богадельня. Вот только – несмотря на огромные богатства недр – промышленность совсем не развивалась, так что даже по скромным сибирским меркам Кузнецк считался провинциально-захолустным.

Инга Видалова

Еще
Еще В Кузбассе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Капризов забил зрячим броском из-за ворот — видео гола

Кирилл Капризов забросил 45-ю шайбу в сезоне в матче против «Лос-Анджелеса» (3:1). Нападаю…