Этой трогательной традиции – в конце ноября играть красивые классические вещи знаменитых композиторов в память о жившей в нашем городе удивительной пианистке и женщине – больше 35 лет. А проходят такие концерты в детской школе искусств №47, где когда-то работала Магда Францевна Мацулевич. Причём первый из них её ученики провели в школьных стенах почти сразу после её похорон. И с тех пор каждую осень в последнее ноябрьское воскресенье в скромном зале ДШИ №47 звучит музыка, ради которой Магда Францевна жила.
Необыкновенная пианистка, педагог от Бога, Магда Мацулевич прожила горькую и яркую жизнь. Играть для людей для неё было истинным счастьем. Музыка была её жизнью, радостью, мечтой. Она родилась в самом конце XIX века – до грозового, пылающего времени, захватившего своими немыслимыми идеалами и трагедиями страну и людей, оставалось совсем чуть-чуть.
Красавица-полячка, дворянка, гимназистка, музыкантша, лично знакомая со Скрябиным и Прокофьевым, знавшая всех известных музыкантов, в совершенстве владевшая польским, немецким, английским, французским языками и читавшая на них стихи, которые сами звучали как музыка, она поступила в Петербургскую консерваторию в тринадцать лет. А окончила её в 1917 году.
Тогда молодые музыканты – и 19-летняя, искренне принявшая мечты революции пианистка – создавали концертные бригады, выступали перед экипажем крейсера «Аврора», перед моряками Балтийского флота и бойцами Красной Армии. Это ведь было так волнующе – музыка для всех!
Но в 1933-м её в первый раз арестовали. Потом было ещё несколько арестов. И хотя Магду Мацулевич каждый раз выпускали, не обнаружив состава преступления и не доказав её вины, она месяцами сидела в одиночке. А в 1939-м «неблагонадёжную дворянку» и вовсе выслали в далёкий сибирский Томск, где она шесть лет преподавала в Томском музыкальном училище, навсегда вписав своё имя в его историю.
Когда почти все преподаватели и студенты старейшего в Сибири музыкального училища ушли на фронт, было решено превратить его в простую музыкальную школу. Но благодаря Магде Францевне, которая писала письма и обивала высокие пороги, никого и ничего не боясь, приказ о закрытии училища был отменён.
А когда госпитали Томска заполнились инвалидами войны, потерявшими зрение, а с ним и возможность вернуться к привычному труду, Магда Францевна настояла на приёме способных в училище, чтобы они могли получить новую профессию. И с такими учениками занимались по всем предметам и даже специальности прямо в госпитале.
В декабре 1945-го пианистку арестовали – за хранение тетрадки со стихами сына Рюрика, имевшими «антисоветское содержание». Нашлись и свидетели, давшие против Магды Мацулевич соответствующие показания. Её признали виновной в совершении преступления по статье 58-10 УК РСФСР и приговорили к лишению свободы на восемь лет с дальнейшим поражением в правах на три года.
Наказание она отбывала в Сиблаге, находящемся в кузбасском Мариинске. Туда же попал и Рюрик, осуждённый за антисоветскую деятельность на семь лет тяжких исправительно-трудовых лагерей.
Но и в лагере Магда Францевна продолжала заниматься музыкой! Она была концертмейстером театра и руководителем детского музыкального кружка, учила детишек лагерного начальства.
В нашем городе – тогда он назывался Сталинском – пианистка оказалась уже на излёте своей драматической судьбы. 56-летнюю Магду Францевну отправили сюда на поселение, дали комнату в коммуналке, а добросердечные соседи собирали для интеллигентной «зэчки» кружки-ложки – у неё ничего не было, кроме лагерной телогрейки.
Магда Францевна начала давать частные уроки. И благодарные родители её учеников – заводское начальство – стали хлопотать об открытии музыкальной школы в Кузнецком районе, чтобы их дети могли там учиться, а Магда Францевна преподавать.
В то время у нас в городе была только одна музыкалка – и в Старокузнецке открыли её филиал, который позже стал самостоятельной школой №7. Она располагалась в маленьком одноэтажном здании, в котором находилось всего четыре кабинета.
Тогда, в 1957-м, здесь работали только семь преподавателей и занимались 60 учеников – в классах фортепиано, баяна, домры и балалайки. Самой яркой из педагогов была, конечно же, Магда Францевна Мацулевич.
Больше четверти века она обучала новокузнецких мальчишек и девчонок, давала частные уроки и великолепные концерты – на городских сценах и у себя дома. Уговаривать её сыграть не требовалось никогда – она везде и всегда играла, признаваясь, что это делает её счастливой.
Сегодня в ДШИ №47 учится более 600 юных новокузнечан от 7 до 17 лет. К фортепиано, баяну, домре и балалайке прибавились аккордеон, скрипка, виолончель, флейта, саксофон, кларнет, гитара, сольное пение, занятия в хоровых классах, младшем и старшем, младший, старший и преподавательский оркестры народных инструментов. Число преподавателей тоже выросло в разы – до 70 человек.
Вот уже четверть века школа, где работала Магда Францевна Мацулевич, носит её имя. И больше 35 лет каждое последнее ноябрьское воскресенье в память об удивительном человеке, педагоге, пианистке здесь звучит концерт прекрасной классической музыки.
Если честно, он давно уже «вырос» из скромного школьного зала. Ведь такое музыкальное событие достойно большой городской сцены и внимания широкой новокузнецкой публики!
Инга Видалова