Исчезающий малый народ телеуты пока еще можно спасти и сохранить его самобытность. Ответственность за это лежит на металлургах и угольщиках.

Рассказ о трагичной судьбе своего народа Владимир Ильич Накаев, глава совета старейшин ассоциации телеутского народа Эне-Байат начал с визита в Кузбасс вице-премьера Ольги Голодец и ее обещания построить в Кемерово культурный центр. Но культура, по мнению Накаева это не здание и даже не комплекс учреждений культуры. Настоящая культура это уклад жизни, который формируется веками. Если говорить о сохранении российской культуры, то надо говорить о сохранении культур всех народностей России, в том числе и малого народа телеуты. Культурный центр, о котором говорила Голодец, это в первую очередь зрелища, мало общего имеющие с настоящей культурой.

Жизненный путь Владимира Накаева это маленькая модель того, что за каких-то полвека произошло с малым коренным народом. Родился и вырос он в поселении Телеуты под Новокузнецком. Когда пошел в первый класс, мог говорить только на телеутском языке. Обычная советская школа научила его говорить на русском языке, запуская процесс ассимиляции. При строительстве Запсиба земли поселка Телеуты попали в границы санитарно-защитной зоны металлургического комбината. Телеутов начали выживать с родовых земель. Для этого поселение лишили элементарной инфраструктуры и люди сами начали жаждать переселения. Школа, армия, институт – Накаев попал в жернова ассимиляции. Встретил свою судьбу далеко от родных мест, женился, в семье родились и выросли три дочери. Все они сейчас живут далеко от Сибири. Но зов крови сильнее индустриализации. С возрастом Владиира Ильича потянуло к родовым корням. Недавно одна из дочерей попеняла отцу за то, что он не научил ее родному языку. Она вдали от Родины поняла, что ее национальная идентификация остается неполной без знания языка предков. Сегодня Накаев активно борется за спасение своего исчезающего народа.

Заповедник для народа

Почему-то исчезающие растения вносятся в Красную книгу, разрабатываются программы по их сохранению. Если есть необходимость в строительстве промышленного объекта, растения переносятся на временное произрастание для последующей интродукции в прежние условия. Если мы провозглашаем себя культурными или хотя бы стремящимися к тому чтобы повысить уровень культуры, то нечто подобное надо делать и для исчезающих малых народностей.

Телеутов в Кемеровской области осталось около 2 тысяч человек – в разы меньше, чем рабочих на ЗСМК. Проживают телеуты всего в пяти поселениях: Телеуты (Новокузнецк), Беково, Шанда, Улус и Черта Беловского района. И у каждого поселения свой убийца малого народа. Соответственно для каждого поселения должна быть своя индивидуальная программа для сохранения и возрождения малого народа телеуты.

В Америке для индейцев создавались резервации. На русском языке это слово вызывает негативные ассоциации, но ведь оно от слова резерв! Телеутский народ нуждается в создании своего резерва. В первую очередь речь идет о сохранении языка и традиционного уклада жизни. Печатной продукции для сохранения телеутского языка не достаточно, потому что мало знать написание слов, надо их правильно произносить. Сейчас пока еще есть носители языка. Все они люди возрастные. Кто знает, сколько лет они еще смогут делиться языком, этим народным культурным богатством. Поэтому так важно успеть создать максимально больший объем аудиозаписей с телеутской речью. Где взять на эту фонотеку деньги? Может быть, раз уж ЗапСибМеткомбинат стал причиной почти полного уничтожения поселка Телеуты, инициативу проявит Евраз, с его социальными программами?

Для сохранения традиционного уклада жизни телеутского народа необходимо создавать территориальные резерваты с полной инфраструктурой и материальной поддержкой программ федерального уровня по развитию этих территорий. Понятно, что сегодня молодежь не заставишь добывать себе пищу в тайге, когда рядом есть супермаркеты, да и тайги-то благодаря промышленному освоению Кузбасса там, где жили телеуты, уже не осталось. Но ведь можно создать этно-деревни, где молодежь могла бы работать, реализуя себя в туризме, народных ремеслах. В рамках этно-деревень сначала ради туризма, а потом по зову души молодые телеуты наверняка начали бы изучать родной язык. А для этого нужны местные центры народной культуры. Надо стимулировать телеутов на строительство традиционного жилья, а не двухэтажных коттеджей, на разведение личного подворья, на возрождение народных промыслов. Надо поддерживать студентов всех направлений, которые будут возвращаться в родные места (учителей, врачей, лингвистов, парикмахеров, менеджеров по туризму, кузнецов, портних и пр.). Без государственной поддержки эти вопросы не решить.

У телеутского Беково своя беда

Для села Беково, где живет практически половина всех телеутов России и которое со всех сторон окружено угольными разрезами, при создании резервата надо учитывать необходимость рекультивации земель порушенных при добыче угля разрезом Бачатский. Кроме того, пока еще можно повернуть время вспять и вернуть телеутам 200 га земли, отведенным под добычу угля с другой стороны от поселения. Идейным стержнем для возрождения телеутского народа в Беково могло бы стать восстановление родовых земель, ведь все равно надо проводить их рекультивацию, так почему бы и не совместить две программы? Что касается отданных угольщикам, но пока еще не раскопанных земель, то на уровне государств надо определиться, что важнее: сохранение малого народа с его самобытной культурой или отправка на экспорт черного топлива ради обогащения горстки людей?

Важный момент, который надо учитывать при разработке программ по возрождению малого народа телеуты: не должно быть подачек в виде общих доплат в виде различного рода общих пособий за принадлежность к телеутскому народу. Халява всегда развращает, народ, который едва насчитывает две тысячи человек не может себе этого позволить. Поэтому должно быть все четко и понятно: собрался телеут строить дом в традиционном стиле – получи поддержку от государства, хочешь возвести типовой современный дом – за свой счет, пожалуйста. Изъявил желание учиться – получи поддержку, решил не возвращаться в родное поселение – компенсируй все бюджетные затраты. Работаешь в родном поселении, учишь своих детей родному языку – получишь субсидию, трудишься на предприятии в городе, а дети по телеутски двух слов связать не могут – поддержка из бюджета не положена. Увы, мы живем в век рыночной экономики, где при отсутствии идеологии многое определяют деньги. Соответственно и стимул от государства в первую очередь потребуется материальный. Без этого уже никак.

Однако если не остановить процессы запущенные государством полвека назад, Российская Федерация лишится телеутского народа с его самобытной культурой. И никакие культурные центры, никакие гастрольные туры самых известных театральных трупп, певцов и музыкантов, никакие художественные выставки и разного рода инсталляции эту утрату не в состоянии будут компенсировать. Только сохранение языка и только возрождение традиционного уклада жизни могут спасти малый народ от исчезновения. И первыми по законам совести должны протянуть руку помощи телеутам металлурги и угольщики.

Еще можно все исправить

Тарас Бульба сказал своему сыну, предавшему Отечество: я тебя породил, я тебя и убью. Телеуты Отечество не предавали, это Отечество в свое время поставило интересы промышленности выше интересов одного из своих малых народов. Если не принять меры по возрождению телеутов, бездействие государства можно будет классифицировать, как косвенный геноцид в отношении целого народа.

Для справки: косвенный геноцид – это направленное воздействие (умышленное бездействие) на какие-либо группы путем изменения природных условий, культурно-исторической среды, биологических и экономических факторов и т.п., приводящее к созданию для группы таких жизненных условий, которые могут привести (и это был бы желаемый результат) к полному или частичному физическому уничтожению ее.

Светлана Зеленина

NK-TV.COM

фото: География

Еще
Еще В Кузбассе

2 комментария

  1. хм...

    03.03.2019 16:44 в 16:44

    Даже в голову не приходило, что с телеутами все так печально

    Ответить

  2. Чистан

    03.03.2019 21:13 в 21:13

    Свободы сеятель пустынный,
    Я вышел рано, до звезды;
    Рукою чистой и безвинной
    В порабощенные бразды
    Бросал живительное семя —
    Но потерял я только время,
    Благие мысли и труды…

    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.
    Наследство их из рода в роды
    Ярмо с гремушками да бич.

    ПУШКИН А.С. 1823

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

В Новокузнецке арестовали «неприкасаемого» водителя 

https://rutube.ru/video/7d47a2e0c2dd216238a753b1358f584d/?r=plemwd Сотрудники Госавтоинспе…