Законопроект позволяющий получать ежемесячные компенсации родителям, чьи дети не могут попасть в государственный или муниципальный детский сад, внесен в Госдуму 1 июня.
В соответствии со статистическим обзором Высшей школы экономики в среднем дети ждут свободного места в детском саду примерно 8,5 месяца. Такая ситуация приводит к тому, что женщины вынуждены оставаться с ребенком в период ожидания места и, следовательно, не могут вернуться на работу и оставаться экономически активными.
В случае принятия законопроекта выплаты будут осуществляться из бюджетных средств в размере не ниже прожиточного минимума для детей, установленного в конкретном субъекте РФ. Планируется, что указанные средства родители смогут тратить на частичную оплату частных детских садов. Предполагается, что эта компенсационная выплата поможет частично решить проблему. Планируется, что указанные выплаты будут осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов РФ, куда, в свою очередь, будут поступать денежные средства из федерального бюджета в форме субсидий в объеме, необходимом для исполнения указанных обязательств.
Между тем подобная инициатива несколько лет назад обсуждалась в облсовете Кемеровской области. После небольших подсчетов авторы идеи пришли к выводу, что затраты, которые несет бюджет на содержание здания детского сада, на выплату заработной платы персоналу, включая руководителя, методиста, кухонных рабочих, сторожей и т.д. в перерасчете на одного ребенка достаточно высоки. Выгоднее мам, имеющих трех и более детей оформлять в штат и платить им заработную плату помощника воспитателя или при наличии педагогического образования воспитателя. Поскольку это зарплата, то логично и спрашивать за нее с таких сотрудниц. Дети должны развиваться соответственно возрасту, участвовать в общесадовских утренниках (конечно, при наличии справки-допуска о участкового педиатра).
Плюсы от такого подхода очевидны: у малышей нет стресса в период адаптации к детскому саду, мамы-воспитатели обучают своих детей в рамках общей программы дошкольного образования, при этом мамы не домохозяйки, а работающие члены общества, отчисляющие все полагающиеся налоги. Вот только кузбасские парламентарии рассматривали эту льготу для мам с тремя детьми дошкольного возраста, в то время, когда с учетом времени на восстановление женщины после родов и период беременности целесообразно было определить возраст детей до 10 лет. У законодательной инициативы, которая внесена в Госдуму есть один большой минус – как и всякая льгота-компенсация она полагается всем, в том числе и асоциальным семьям, в которых детям с этих денег достанутся лишь опустошенные родителями бутылки вместо игрушек – не секрет, что в стране немало мамочек, которые рожают ради детских пособий, их лишают родительских прав, а они снова рожают, потому что получаемые пособия являются их единственным источником дохода. Если общество хочет иметь здоровых, развитых детей, то и надо поддерживать семьи, в которых такие дети воспитываются.
Для справки: по предварительным данным, на начало 2023 года численность детей в возрасте моложе 18 лет в Кемеровской области — Кузбассе составляла 547,2 тыс. человек (или 21,3% от общей численности населения), в том числе в возрасте 0-6 лет – 173,6 тыс. чел., 7-14 лет – 280,1 тыс. чел., 15-17 лет – 93,5 тыс. чел. Большая часть детей (86,3%) проживает в городской местности.
По предварительным данным, в 2022 году в Кузбассе появились на свет 19,8 тыс. младенцев, из них 10,2 тыс. мальчиков и 9,6 тыс. девочек. Таким образом, мальчиков родилось на 6,4% больше, чем девочек. На жительниц городов Кемерово и Новокузнецк приходилось 42% новорожденных. В 246 семьях появились двойни.
Светлана Зеленина