205 лет назад – по сообщению автора Кузнецкой летописи Ивана Конюхова – унтер-офицер кузнецкой гарнизонной роты Пётр Алексеевич Мичурин, получив отставку по собственной просьбе, ушёл в Кузнецкую пустынь, основанную старцами Василиском и Зосимой Верховским. Прожил юноша у монахов недолго, но беспримерный его подвиг о спасении души своей был столь велик, что он стал местночтимым святым. Позднее Русская православная церковь даже канонизировала его под именем Петра Томского.
Когда в таёжном буреломе Кузнецкой пустыни под Новокузнецком – в тогдашних документах наш город ещё именовался Кузнецами – появился неожиданный житель, здесь уже спасались знаменитые на всю округу старцы Василиск и Зосима. 19-летнего унтер-офицера роты местного гарнизона, уволенного по собственному желанию, они встретили в общем-то радушно.
Юноша (по-церковному, отрок) был дворянином. Если верить источникам, то даже урождённым князем. А в историю он вошёл как Пётр Томский – единственный святой родом из наших мест.
Правда, канонизирован наш земляк был только в 1984 году. А уже в нынешнем веке работники музея-заповедника «Кузнецкая крепость» и новокузнецких храмов, учащиеся Новокузнецкой духовной семинарии и нашего истфака несколько лет подряд искали его мощи.
Будущий Пётр Томский – кузнецкий князь-дворянин Пётр Алексеевич Мичурин – родился в томском гарнизоне на Сарчумысском форпосте Кузнецкого острога, который в то время относился к Томскому уезду Тобольской губернии. Но за короткую жизнь молоденького офицера Кузнецы-Кузнецк успел сменить прописку на Кузнецкий уезд Томской губернии.
Отец Петра Алексеевича наверняка служил в этом же самом гарнизоне Кузнецкого острога – и был похож на честного, доброго и смирного пушкинского капитана Ивана Кузьмича Миронова из «Капитанской дочки», – и сын его, естественно, тоже был отправлен служить в здешнюю роту. Но Петруше больше нравилось молиться и поститься – он этим занимался ещё будучи унтер-офицером. И по велению своего сердца, подав в отставку (княжеские дети могли себе это позволить), ушёл в Кузнецкую пустынь к Василиску и Зосиме.
Первый стал старцем-наставником самого юного из святых Сибири, в число которых входят митрополиты, архимандриты, святители, праведные, преподобные, святые мученики, блаженные не только с гигантской территории Царства Сибирского, куда входили Тобольское и Иркутское генерал-губернаторства, но даже из Орла, Ростова, Ярославля, Киева, Харькова и т.д. При этом Пётр Томский остаётся единственным, чьи рождение, жизнь и смерть произошли именно в окрестностях современного Новокузнецка.
А последний – преподобный Зосима Верховский – был так впечатлён верой отрока Петра, что посвятил ему свои записки под названием «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири», благодаря чему замечательный кузнецкий отрок и смог в итоге претендовать на «звание» святого.
Даже святой старец изумляется! Бывший унтер-офицер, дворянин и князь всё время постится и молится, заявляя своему старцу: «Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую её в моём сердце».
Юный Пётр Алексеевич Мичурин пришёл к старцам в Кузнецкую пустынь в ноябре 1818 года. А через восемь месяцев во время рубки дров он серьёзно поранил ногу, но лечить и даже беречь её не стал, продолжая истово поститься и молиться, несмотря на заботливые увещевания Василиска.
В итоге отрок умер. А старец свидетельствовал: «Много нашего странствия с духовным братом моим сотворили мы, а не нашли нигде подобного раба Божия, такого жестоко-подвижного, смиренномудрого, каков был сей юноша Пётр!».
В 2011 году в Новокузнецке решили отыскать мощи святого кузнецкого отрока, опираясь на сведения, полученные из старинных дневников местного священника Игоря Кропочева, который записал рассказ своей прихожанки о том, как дедушка водил её в 30 годах XIX века к могиле Петра Томского. Она находилась в районе сегодняшней деревни Увал, расположенной под Новокузнецком в Новокузнецком районе, в 20 метрах от жилища Зосимы и Василиска, – и когда-то это место называлось «Три Курьи».
Исследователям удалось отыскать основание памятного знака, вероятнее всего, от деревянного поклонного креста, который был установлен местными жителями в память о подвижниках в XIX веке. Также был обнаружен фундамент кельи, в которой жили старцы Зосима и Василиск.
Рядом с ним были найдены фрагменты кирпичной печи и землянки, в которой проживал отрок Пётр. Кроме того, исследователи обнаружили предметы, которыми пользовались святые: подсвечник, сковорода, грузило, гвозди и осколки глиняной посуды, по легенде, изготовленной святым Василиском.
А новосибирские специалисты при помощи радиолокационных сканеров исследовали несколько сот квадратных метров почвы рядом с Увалом и обнаружили характерные для могил пустоты. Однако мощи святого Петра Томского так и не были найдены, хотя их поисками занимались в течение нескольких лет подряд.
Инга Видалова