Накануне летних каникул ребята из театральной студии «Питер Пэн», занимающиеся в Новокузнецкой драме у актёра и режиссёра Евгения Лапшина, обязательно готовят выпускной спектакль. И этим чрезвычайно радуют не только родных и друзей, но и многочисленных поклонников, которых с каждым годом становится больше. Вот и нынешняя премьера традиционно собрала полный зал зрителей, среди которых было немало педагогов, подростков и просто ценителей хороших спектаклей.

Правда, спектакля в буквальном смысле слова в этот раз не случилось – из-за объективных причин. Зато поклонники театрального искусства смогли присутствовать при его рождении!

Те, кто знаком с творчеством воспитанников Евгения Лапшина, убедились: юные артисты здорово выросли (и не только физически). Не удивительно, что пьесу для нынешней постановки они выбрали без всяких подсказок своего педагога. Да ещё какую! Конфликтную, разрывную, противоречивую – как её главная героиня-подросток.

И как они сами.

Такой уж это возраст. Всё впервые, всё на разрыв. Всё сегодня. И любое событие твоей, в общем-то, только начавшейся жизни равно Большому взрыву или, как минимум, массовому вымиранию динозавров.  

Эскиз по пьесе современного драматурга Александра Тюжина «Серафима» шёл в затянутом чёрной тканью репетиционном зале, нелинейное пространство которого режиссёр освоил и обыграл в полной мере. Холл за закрытой дверью в одну минуту превращался в голову Серафимы, откуда выскакивали, отплясывая под популярные треки, чертенята-мысли (девчонки и мальчишки из группы Евгения Лапшина). А подоконник вдруг становился горой, наверху которой, отчаянно смущаясь, целовались то ли друзья, то ли влюблённые Сима (Анастасия Морозова) и Корней (Владимир Ковзель/Никита Звягинцев). Кто они друг другу – герои и сами пока не решили.

Было очевидно: юные и взрослые «питерпэновцы» – у Евгения Лапшина дети занимаются вместе с родителями, – чувствовали себя в этом пространстве очень комфортно. И все реплики персонажей были для них хорошо знакомы и естественны – во всяком случае для подростков. Дело в том, что текст изобилует подростковым слэнгом, и наверняка это послужило одной из причин, почему ребята выбрали именно пьесу Александра Тюжина.   

Но не только поэтому – главное, темы «Серафимы» действительно актуальны для сегодняшних школьников и любых любящих родителей, они дают возможность разным поколениям услышать друг друга и вместе отрефлексировать травматичные ситуации.

Постановка рассказывает о подростковом бунте и школьных конфликтах, об уходе из семьи любимого папы и пьянстве матери, которую девочка начинает ненавидеть, о первой влюблённости и мучительных попытках понять и принять себя. Наконец, «Серафима» рассказывает о взрослении, которое даётся нашим детям ой как нелегко.

Понятно, что они совсем не слушают нас, «душных» взрослых, которые, конечно же, «ничего не понимают». Хотя, если честно, мы – родители и учителя – и правда, нередко ведём себя по-идиотски, напрочь забывая, какими сами были в пубертате. А главное – за собственными «взрослыми» проблемами, заботами и делами мы зачастую забываем о детях, за которых вообще-то отвечаем.

Евгений Лапшин придумал для будущего спектакля очень интересную форму – оживающих картин. Как будто некие исследователи – искусства, а может, и подростковых душ – идут по картинной галерее, изучая различные изображения. Вот девочка молча сидит напротив Психолога (Евгения Евдокимова). Вот она разговаривает с пьяной Матерью (Наталья Трипольская). Вот две школьные подружки, Арина (Алиса Перкова) и Дарина (Тася Прокофьева), сплетничают о третьей – Серафиме. Вот они её буллят, заручившись поддержкой местного неформального лидера Репина (Семён Боровиков/Семён Трипольский).

И каждая картина, описанная Музейными работниками (Елена Перкова, Элина Дьякова, Татьяна Зажитько, Евгения Евдокимова, Наталья Трипольская, София Кузьмина) оживает конкретной сценой, разыгрываемой на глазах у зрителей. Новая картина – новая сцена.

К слову, все описания сочинили участвующие в эскизе взрослые – Елена Перкова, Элина Дьякова, Наталья Трипольская. А режиссёр не просто органично интегрировал этот текст в драматургический материал, но и превратил обыкновенную, в общем-то, историю об обычной девочке-подростке в объект сложно соединённых искусства и глубокого психологического исследования.

Время от времени на сцене появляется маленькая девочка в белом платьице (Лида Сабитова). Это Сима из беззаботного детства, которую её любимый Папа (Артём Грибунин) носит на плечах и с которой он играет в смешных тюленей. Такая режиссёрская находка делает постановку более мягкой, нежной и трогательной, а главную героиню – понятной.  

Своеобразно решены и массовые сцены, где «чертенята» выступают в роли Серафимы и Корнея – причём одновременно с ними. А все взрослые становятся двойниками Матери и Психолога.      

И таких неординарных ходов и «многоходовок» в эскизе по пьесе «Серафима» – множество. А ещё зрителей ждёт неоднозначный финал – он весёлый и грустный, счастливый и оставляющий желание поразмышлять.

В финале постановки многое объясняется – и появляются новые вопросы. Но не буду спойлерить – надеюсь, юные и взрослые новокузнечане увидят готовый спектакль «Серафима» в новом театральном сезоне.

Вот тогда и поговорим! До встречи! 

Инна Ким

Фото Дианы Токмаковой

Еще
Еще В Новокузнецке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Водитель МЕРСЕДЕСА, насмерть сбивший пешехода, 130 раз нарушал ПДД

В Прокопьевске возбуждено уголовное дело по факту ДТП, в котором погиб пенсионер. Дорожно-…