В ноябре мне повезло попасть ещё на одну интересную премьеру – актёр, режиссёр Олег Лучшев поставил со своими товарищами по Новокузнецкому драматическому театру «сложносочинённый» спектакль «Прощальный сон… Матёра». Примечательно, что постановка осуществлена на грант Союза театральных деятелей РФ. Когда в марте 2020-го была объявлена эта творческая стипендия, Олег, по его словам, как раз «лопатил» знаменитую распутинскую повесть. Режиссёр ухватился за возможность высказаться – рассказать о Родине. Получил грант. Первые репетиции начались в июле.
ПРОЩАНИЕ СО СТРАНОЙ
«Прощальный сон» Лучшева – это, прежде всего, конечно же, прощание со страной. Где Матёра гораздо больше, чем деревня-остров, малая родина распутинских героев, – это СССР. Наша огромная исчезнувшая Родина.
Оно, это прощание, происходит под звуки суперпопулярного хита 80-х «Миллион алых роз». На груди маленького Коли алеет пионерский галстук. На экране мелькают кадры перестроечной хроники – где все будто в пьяном угаре от предвкушения «капиталистических свобод». И «выстреливает» распутинский туман – он густо заволакивает Ангару, страну, живших и радовавшихся людей. В нём исчезает наше детство.
В конце 80-х Олег Лучшев был обычным советским подростком, он ходил в театральную студию при театре драмы и с гастролями новокузнецкой «Юности» исколесил всю страну, которая как раз рушилась… Такое не забудешь!
«Мне было хорошо, и у меня это забрали» – говорит режиссёр «Прощального сна». И признаётся, что его спектакль адресован «людям интеллигентного сердца». И прежде всего, поколению 40-летних – обездоленных, как и он.
«Мы сыты, одеты, всё есть, а счастья нет, – рассказывает Олег, – Твою «деревню» в любой момент могут затопить, закопать, задушить угольными отвалами».
ПРОЩАНИЕ С ЗЕМЛЁЙ
Спектаклем, состоявшимся в рамках проекта Новокузнецкого драматического театра «Терраса», режиссёр Лучшев прощается не только с детством и Родиной, но и – точно! – с Землёй. Затопление сибирских деревень из-за строительства Братской ГЭС, о которых речь в распутинском «Прощании с Матёрой», – это же только начало. Одно из многих вмешательств в жизнь нашей планеты, которыми XX век исковеркал природу, а XXI продолжает её убивать.
«Вот к чему мы пришли, «обменяв» Матёру на электричество, – усмехается Олег, – И это прогресс?! Это подмена! С 80-х у нас в стране произошло куча подмен… А для чего всё это? Чтобы построить общество потребления?!»
Существует мнение, что нынешний страшный коронавирус – это «ответка» Земли на экологические «безобразия» человечества. Вот и распутинская санитарная бригада, расчищающая обречённые деревни от домов и кладбищ людей, в конце спектакля Лучшева вдруг превращается в современную бригаду санитаров в белых защитных костюмах и масках.
Не удивительно! Ведь работа над «Прощальным сном» началась в разгар карантина, когда был введён масочный режим, объявлена социальная дистанция…
«Ковид обострил ощущение времени, – комментирует Олег, – Всё это очень болезненно – когда между живыми и мёртвыми полтора метра».
СВЯЗЬ РАСПАВШИХСЯ ВРЕМЁН
Так и получается, что всё рядом – 1980-е и 2020-е, затопленная Матёра и коронавирус. А подчёркнута эта связь распавшихся времён при помощи модной перепевки советского хита про алые розы, который исполняет популярная в мире южнокорейская группа.
Режиссёр апеллирует еще к одной супермодной год назад сториз. Помните? 16-летняя шведская школьница Грета Тунберг, выступления в ООН, «зелёное» подростковое сумасшествие…
На экране ненавидяще выплёвывает обвинения девочка – она как «маленький Гитлер», дирижирующий толпой марширующих подростков.
И внезапно всё превращается в гигантскую тусовку. Где диско-шар – Земля. Это её живое тело разрывают участвующие в символичном перфомансе жадные руки: «Хочу! Моё! Дай!»
ЖИВОЕ СЛОВО РАСПУТИНА
Музыка, сценография спектакля – всё щепетильно подобрано режиссёром Лучшевым: «В этом плане я эгоист» – улыбается Олег.
И хотя в его «Прощальном сне» звучит живое слово распутинского «Прощания с Матёрой» – для знакомого с повестью человека различия очевидны. Нет чарующей мистики – лиственя, духа Матёры. А вместо них – мистично звучащие разговоры с покойным уже отцом, которые будто въяве ведёт Дарья.
Эта роль стала просто «лебединой» для актрисы Новокузнецкого драматического театра Людмилы Адаменко. Чего стоит снящаяся ей щемящая сцена встречи с навеки оставшимся молодым мужем-солдатом, которая разыгрывается «на фоне» летящих журавлей!
Ещё одно отличие – сын Дарьи, Павел, работающий в посёлке, на земле, и со всех сторон, откуда не взгляни, положительный герой, у Лучшева оборачивается чрезвычайно неоднозначным персонажем (в спектакле его играет Сергей Ермаков). Он вдруг оказывается человеком в погонах. Который стоит не на защите родной деревни, матери,
стариков-земляков, а всего лишь выполняет приказы – как и разоряющая кладбища санитарная бригада.
ОЩУЩЕНИЕ КОНЦА
А главное – у Валентина Распутина, светло горюющего об утрате малой родины, пожертвованной электрификации Родины большой и вообще прогрессу, всё равно остаётся надежда. Такую войну пережили, такую страну построили! Отправили в космос первого человека…
Да, это тяжело, это горько – когда земля, где ты родился, должна исчезнуть, уйти на дно. Как твоё детство. Как прошлое. В конце повести Ангару и Матёру заволакивает туман… Но старики живы! Они вместе. Будто на каком-то сказочном, заколдованном острове…
Олег Лучшев дает намёк на нечто случившееся на ГЭС. Возможно, произошла авария, и вода затопила деревню раньше срока, погубив оставшихся там Дарью, Богодула (эту роль исполняет заслуженный артист РФ Вячеслав Туев), Настасью (её играет Наталья Пивоварова), Симу (Татьяна Лизунова)…
Ничего не видно в густом тумане. В котором раздаются только три голоса. Они одни на Ангаре – начальник-Воронцов (Евгений Лапшин), охранник-Павел да пьяница-дурачок (Александр Шрейтер). Ищут сгинувшую без следа Матёру, стариков. Не могут докричаться.
Герой Александра Шрейтера – беспутный Петруха – надрывно, отчаянно зовёт мать. Но никто не отвечает. Словно и некому больше ответить.
Ощущение конца – как чёрная вода – накрывает зрителей с головой.
ПОБЫТЬ СО СВОИМИ СЛЕЗАМИ
«Когда я ставил спектакли с детьми из театральной студии, где работаю с 2008 года, и когда два года назад мы выпустили постановку «Гоголь. Метаморфозы», я чувствовал настоящее счастье, а сейчас – ничего. В душе осталась только пустота» – признаётся Олег.
И всё-таки режиссёру очень хочется, чтобы этот спектакль жил. И мне – зрителю! – хочется. Потому что «Прощальный сон… Матёра» – про нас.
«Что я сделала, за что это мне?» – восклицает героиня Людмилы Адаменко, помимо воли ставшая свидетельницей гибели собственной родины. И мы, чьё детство прошло в одной стране, а юность наступила уже совсем в другой, понимаем Дарью как никто другой.
«Я поставил спектакль, который даёт возможность побыть со своими слезами, – комментирует Олег, – Конечно, он не самый простой и приятный. Вы живёте в этой ситуации, идёте в театр… И вас туда же затаскивают, обнажают все ваши болевые точки! Только если вы видите тупик перед собой, то ведь нажмёте на тормоз?!»
Инна Ким
Фото Александр Гуров
NK-TV.COM
Саня
07.12.2020 13:11 в 13:11
Да, спектакль удался! Я смог посмотреть, считаю — повезло. Его надо показывать. И статья отличная! Спасибо режиссёру, актёрам, всей группе и Инне Ким
Арсений
07.12.2020 20:21 в 20:21
Лучшев — лучший!
бывалый
07.12.2020 20:22 в 20:22
нет никого лучше — Лучшева!!!
Наташка
07.12.2020 20:22 в 20:22
Лучшев зэ бэст!!!
Фаина
07.12.2020 20:23 в 20:23
Работа отличная с удовольствием посмотрел, прям про нашу реальность
умный
07.12.2020 20:24 в 20:24
Лучшев кстати отличный актёр, жаль не часто его вижу в спектаклях
Ольга
07.12.2020 20:24 в 20:24
Олежку я обожаю, особенно мне он нравится в Коньке и в Лесе
дарья
07.12.2020 20:26 в 20:26
Вы лучше посмотрите что творит Лучшев в Мальчиках в роли Снегирёва, давно не видел такого откровения, великолепная игра
Эльза
07.12.2020 20:27 в 20:27
Мне очень понравилась главная герония Дарья — Людмила Адаменко в паре с Ермаковым отличный дуэт
из Москвы
07.12.2020 20:28 в 20:28
Очередной раз поражаюсь Новокузнецку, как тут казалось бы из нечего получаются шедевры
Наталья
07.12.2020 21:57 в 21:57
«Матера» — Большое , настоящее достижение театра!
Глубокий и сильный, современный и пронзительный спектакль, переворачивающий душу…
Режиссеру и актерам БРАВО!
читатель
07.12.2020 22:43 в 22:43
Судя по фотографиям, кстати, очень хорошим, спектакль психологически глубокий, жаль мало фото. По лицам чувствуется, что режиссеру удалось собрать хороший актерский ансамбль.
Марьяна
07.12.2020 22:43 в 22:43
Да, фоток совсем мало.
дарья
10.12.2020 14:36 в 14:36
непростые времена нынче товарищи
Анечка
10.12.2020 14:37 в 14:37
горжусь Новокузнецким драматическим театром и его труппой