Ещё один факт странного уничтожения деревьев в городе. На этот раз перед спорткомплексом СибГИУ – на пересечении улиц Кирова и Спартака. Сквер, который называют в городе «студенческим» и «экологическим», оказывается, решено реконструировать к 85-летнему юбилею этого учебного заведения. Однако, обстоятельства валки деревьев вызывают много неудобных вопросов.

Тревогу забил служащий Максим Ермаченко, направивший тревожное письмо и две фотографии работ в сквере мэру Новокузнецка. Это обращение (№ 665 от 25.03.2015, заголовок «Уничтожают деревья возле СибГИУ») размещено в разделе «Экология» «Виртуальной приёмной» на официальном сайте администрации Новокузнецка. Письмо небольшое и мне кажется важным привести его в этой публикации полностью, так как содержание этого послания говорит о похожих ошибках «лесорубов», берущихся валить деревья в нашем экологически грязном городе.

вырубка_01«Почему уничтожают т.н. «экологическую» аллею напротив спорткомплекса СибГИУ? Создается впечатление, что власти города только и умеют, что рубить деревья, да давать добро на строительство бесчисленных ТРК и ТРЦ. Где в следующий раз будет порубка ? Наверное по другую сторону здания СибГИУ — там тоже довольно большой парк, где можно выгодно построить  торговый комплекс. Неудивительно, что люди уезжают из Новокузнецка».

Через две недели, 8 апреля 2015 года, местные СМИ опубликовали сообщение пресс-службы СибГИУ о причинах вырубки деревьев.

вырубка_02«В СибГИУ идёт активная подготовка к юбилею – 85-летию со дня основания вуза. В рамках этих мероприятий намечена реконструкция студенческого сквера (угол на пересечении ул. Спартака и ул. Кирова). В планах – благоустройство территории, размещение малых скульптурных форм, новых зеленых насаждений. В данный момент идет срезка больных и аварийных деревьев, ликвидация кустарника, на месте которых позже будет произведено озеленение. Работы по реконструкции сквера намечено выполнить до конца мая. Открытие Студенческого сквера состоится в июне».

В официальном сообщении меня смутили некоторые моменты. Из текста непонятно, когда «позже» будет произведено новое озеленение – до конца мая или в иной срок? И зачем понадобилась «ликвидация кустарника»?

Слово то какое подобрано для обозначения уничтожения зеленых насаждений в экологически грязном городе: ликвидация!

Я сравниваю три недавние истории, связанные с вырубкой части парка Советской Армии («Год Заводского района. Что творится в парке Советской Армии накануне Дня Победы?», «Стела против черёмух и рябин», «Год Заводского района. Нужен ли памятник Чиновнику-Разрушителю?») и экологического – студенческого сквера, а также с планами строительства храма (с дополнительными постройками и парковкой) в сквере «Сказка» («Храм вместо сквера? Побойтесь Бога!»), и вижу, что организаторы этих акций допускают одинаковые ошибки.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAПервая. Вырубки в Центральном и Заводском районах были сделаны без предварительного оповещения горожан (через прессу и путём размещения плакатов на месте событий). Разъяснения последовали значительно позже, когда новокузнечане стали высказывать своё возмущение.

Замыслив установить в парке стелу в честь ветеранов к юбилею победы, чиновники решили устроить интригу для горожан: мол, узнаете наш замысел позже. А авторы идеи построить храм на территории бывшего автогородка показали эскизы только депутатам (эти картинки для обозрения народом только мельком попали в телерепортажи).

Хотя размещение рисунков или снимков макетов в публичном доступе (как минимум, на сайте муниципалитета) в большинстве случаев сняло бы страхи горожан, связанные со строительством «бесчисленных ТРК и ТРЦ» (письмо мэру о происходящем у СибГИУ), открытием кафе (парк Советской Армии) или уничтожением старых и недавно посаженных («Невестушки мои». Депутаты посадили березы») депутатами деревьев (храм в сквере «Сказка»).

Обратите внимание, как поступают строители, начав возводить какое-либо капитальное сооружение. На заборе, окружающем стройку, вывешивают большой плакат с рисунком будущего здания, названием строительной организации, фамилиями и телефонами начальников, сроками работ. Что сразу снимает почти все вопросы у большинства местных жителей. А остальные знают, куда звонить, чтобы выразить своё мнение и удовлетворить любопытство.

Вполне возможно, что некоторые идеи чиновников – благие. Тогда им тем более нет смысла скрывать свои планы.

К тому же, заблаговременное обнародование идей могло бы помочь авторам улучшить (скорректировать, видоизменить) свои планы, воспользовавшись мудрыми советами горожан. А у новокузнечан родилось бы уважение к власти, которая советуется с народом, прислушивается к замечаниям и готова идти на компромисс.

В том же парке Советской Армии, вместо монумента с асфальтом вокруг него и асфальтированной дорожкой к нему, можно было посадить небольшой скверик в честь 70-летия Победы, установив информационную табличку. Зелень всяко лучше асфальта и свежий воздух ветеранам и их потомкам не помешал бы.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОтсутствие же конструктивного диалога, на мой взгляд, привело к излишнему уничтожению сотни крепких берез на проспекте Бардина («Один чиновник – один пенёк?», «Парковки в городе нужны как воздух», «Я уверен: Бог накажет Сергея Кузнецова»).

OLYMPUS DIGITAL CAMERAБезусловно, решать проблему транспортных пробок у первой горбольницы путём создания дополнительных парковочных мест было жизненно необходимо. Но можно было спасти деревья, построив парковки между рядами берёз (как это сделано у памятника сосиске недалеко от Универбыта), на пустырях на территории больницы (как это предлагал бывший мэр Валерий Смолего)…

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОднако в итоге часть построенной парковки (напротив культурного центра СибГИУ) как правило пустует. На газоне (от парка Гагарина до остановки «1-я горбольница») деревья срубили,но парковочные места здесь так делать и не стали. А пустырь между травмпунктом и офисной высоткой (проспект Бардина, 26) по прежнему пустует.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВторое. «Лесорубы», сообщая о вырубке больных и аварийных деревьев, не приводят никаких доказательств своим утверждениям. Люди видят на месте работ крепкие пеньки и обрубки стволов с чистыми срезами. Визуально ничто не указывает на то, что поваленные деревья уже отжили свой срок. Наоборот! Создаётся впечатление, что ради стелы (парк Советской Армии) и малых скульптурных форм (студенческий – экологический сквер) уничтожают вполне жизнеспособные деревья. А стелы и скульптуры, как известно, не вырабатывают кислород.

В результате голословные утверждения о санитарной вырубке вызывают недоверие и раздражение людей. В депрессивном городе, где сильно чемоданное настроение, растёт социальная напряжённость. В итоге власть несёт репутационные потери.

Наше сетевое издание давно наблюдает за строительством торгово-развлекательного центра в парке Гагарина на месте легендарного кафе «Юность» («Стройка в парке Гагарина. Есть вопросы», «Будущее парка Гагарина. Никаких изменений за спиной горожан!»). Несколько месяцев назад в местной прессе появились предположения, что строители и владельцы этого здания ради парковок уничтожат деревья перед зданием и за ним. Поводом к такому страху стали неудачные сообщения и эскизы, размещённые в Интернете.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAВчера я опять обошёл стройку с фотоаппаратом в руках. Елки у входа на месте. Деревья за зданием не тронуты тоже. Пока никто не рубит в парке Гагарина под предлогом уборки больных и аварийных деревьев.

Кстати, за стройкой я увидел одно дерево, у которого аккуратно отпилен сук. Видимо, часть дерева пострадала. Но мудрые люди не стали рубить жизнеспособное дерево под корень,ампутировав только его повреждённую болезнью или ветром часть.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAСтоя перед этим деревом, я задумался. А так ли честны перед нами чиновники и руководители учебного заведения, утверждающие, что все уничтоженные по их воле деревья в парке Советской Армии и студенческом-экологическом сквере были такие уж больные и аварийные? Вспомним крепкие пеньки и обрубки стволов с чистыми срезами! Вполне может быть, что деревья нуждались в частичной обрезке повреждённых ветвей.

Но, думается, лукавые люди использовали этот предлог, чтобы расчистить территорию для своих, на мой взгляд, сомнительных проектов.

Михаил Зеленчуков

Фото автора

Автору можно написать по адресу: zelenchukov@nk-tv.com

NK-TV.COM

Еще
Еще В Новокузнецке

55 комментариев

  1. Читатель48164

    11.04.2015 20:55 в 20:55

    В городе столько переросших деревьев, но мэрия находит средства только на рубку здорового озеленения

    Ответить

  2. Читатель6017

    12.04.2015 09:34 в 09:34

    У нас скоро одни пальмы будут, так лихо чиновники обстригают кроны тополям и карагачам

    Ответить

    • Читатель162175

      14.04.2015 11:19 в 11:19

      пальмы это пока единственный вариант чтобы сохранить переросшие деревья — вовремя надо было крону формировать, чтобы она и людям в радость была и проводам не мешала, и светофоры не закрывала

  3. Чиновники-самоубийцы?

    12.04.2015 11:14 в 11:14

    Вот поваленные деревья давали бы кислород. А новые, если не обманут с последующим озеленением, вырастут и будут давать кислород через много лет. Но ведь плохая экология города одинаково отрицательно влияет как на простых людей, так и на чиновников. В грязном городе одинаково будут страдать и сами чиновники, и их семьи. Неужели чиновники себя не жалеют?

    Ответить

  4. Азъ

    12.04.2015 15:58 в 15:58

    Ну хорошо, мы знаем что чиновники у нас проказничают, что делать то будем, не смотреть же как они тут нам непорядок наводят, город то наш или мы только жаловаться умеем?

    Ответить

    • Пессимист

      12.04.2015 20:06 в 20:06

      Господи, золотые слова! Твари мы дрожащие или права имеем. Конституционные права!

    • рифмоплет

      12.04.2015 20:12 в 20:12

      На х… слазь.

  5. Читатель172118

    12.04.2015 23:03 в 23:03

    По всему городу прошла безобразная вырубка деревьев,с обрезанием крон и веток,и не только большим деревьям,но и маленьким,карагачам,березам,в сквере у Универсама и кустарник под корень порубили местами.Город-сад в одночасье превратился в Город-пень.Для чего превращать «зеленые легкие» города,в котором эпидемия туберкулеза,онкологии на фоне загрязнения воздуха,в каряги,в уродские «пальмы»наподобие ул.Дружбы от 2-й больницы,ул.Кутузова и т.д.Надежда была,что наш сквер не тронут у Универсама,но-нет,порубили…Всю Кузнецова обезобразили.Что за чудо сидит в озеленении и считает пни и каряги-красивыми? Какой-то тупой двоечник,или-диверсант против своих согорожан.В Чехии жила длительное время-ни одного пня не видела.В Германии над каждым кустиком ,деревцем трясутся.У нас только вопить могут о заднице-Европе,а свой город туда же…

    Ответить

  6. Читатель172118

    12.04.2015 23:07 в 23:07

    Экологи города не работают.Население не просто уезжает,а массово бежит из города из-за множетва факторов,в том числе — из-за уродливого озеленительного облика города…

    Ответить

  7. ольга

    13.04.2015 10:12 в 10:12

    ЭТО ФОТО,КАК НАДО ЛИКВИДИРОВАТЬ ЛИПОВЫЕ ТСЖ УДАЧИ В ГОРОДЕ!!!!! -ПОД САМЫЙ КОРЕШОК !!!!!!Надо показать это нашему ГЖИ!

    Ответить

  8. Читатель56146

    13.04.2015 22:01 в 22:01

    Господи ну когда же это российское чиновничье тупорылие закончится!

    Ответить

    • родитель

      17.04.2015 14:43 в 14:43

      Для этого надо себя и своих детей воспитать. Чиновники из народа получаются

    • как-то так

      17.04.2015 15:46 в 15:46

      чиновники с других планет прилетаю! Иначе они бы знали проблемы своего народа

  9. хм...

    14.04.2015 07:51 в 07:51

    Сколько в городе заброшенных скверов! Почему лесоруб только по ухоженным с молодыми деревьями прогуливается?

    Ответить

    • горожанка

      14.04.2015 07:59 в 07:59

      на заброшенные скверы спонсоров не найти, а напротив админы почему бы не засветиться, например арт-сквер сделать?

    • грустно

      14.04.2015 08:05 в 08:05

      И кому он нужен сквер на Кузнецова или в дальнем Куйбышево? Чтобы туда кого-то на мероприятие привезти надо дворы и дороги отремонтировать, людей начать воспитывать, чтоб не пивас там квасили, а стихи вслух читали. Это нашей мэрии не надыть! Проще показать из окна мэрского кабинета артсквер, провести на другую сторону здания и из другого окна показать сквер им.Ермакова с уникальным фонтаном…

    • читатель

      16.04.2015 20:12 в 20:12

      Тебе дорогуша не нужен. А жителям на Кузнецова нужен!!
      Не зря они кинулись в защиту своего парка!!!

    • грустно

      16.04.2015 21:12 в 21:12

      прошу прощения, если мои слова прозвучали для вас обидными! речь шла о чиновниках, что им сквер в глубине жилых кварталов не нужен, им проще потусить где-нибудь напротив здания администрации, чтобы не заморачиваься благоустройством прилегающих территорий

    • читатель

      17.04.2015 08:24 в 08:24

      Ясно. Согласен.

  10. эколог

    14.04.2015 08:12 в 08:12

    изначально архитекторы специально большие зеленые зоны делали, чтобы можно было впоследствии проезжую часть расширять. Думали о светлом будущем зодчие. Но и нам эти самые проезжие части расширяя о потомках забывать не надо! На Металлургов нашли же способ и как дорогу расширить, и как деревья насадить

    Ответить

  11. сожалею

    14.04.2015 08:19 в 08:19

    а между деревьями тротуары нельзя сделать? Обязательно деревья рубить? Есть же сейчас мелкая техника, которая между стволами проедет. Опять же сквер студенческий, неужели сами студенты вручную не прокопают что требуется?

    Ответить

    • мда уж

      14.04.2015 08:22 в 08:22

      это было бы слишком просто, а мы не ищем легких путей

    • противно

      14.04.2015 08:30 в 08:30

      до основания разрушим, а затем!

    • ой-ёй-ёй!

      17.04.2015 16:34 в 16:34

      зачем в одном-то месте рушить-строить? Мне за Дальнее Куйбышево обидно. Там такую красоту можно сделать, если старицу возле ДК расчистить и храм достроить

    • увы

      18.04.2015 08:05 в 08:05

      там когда-то красота была, муж говорит, что даже лодки плавали. А сейчас — помойка только

  12. фантик

    14.04.2015 10:47 в 10:47

    бабки все попилили, теперь деревья пилим…

    Ответить

    • фунтик

      17.04.2015 14:37 в 14:37

      лучше бы в носу у себя ковырялись!

  13. я так думаю

    14.04.2015 11:04 в 11:04

    населению просо не хватает достоверной информации: что в городе происходит и кто за что отвечает. Если объяснить, что этот конкретный тополь представляет опасность, но на его месте будет посажено 3 рябинки и ответственен за это господин Горячев, то никакого возмущения не будет

    Ответить

  14. оптимист

    14.04.2015 11:27 в 11:27

    а мне нравятся стволы карагачей с пучками на макушках ))) Их обрезать можно красиво шарами или пирамидами

    Ответить

    • карлсон

      14.04.2015 11:46 в 11:46

      а кто обрезать станет? Я не буду! А техника денег требует за аренду. В городе зеленое хозяйство запущено до безобразия, на все рук не хватит

    • Виктор

      14.04.2015 11:52 в 11:52

      для начала в городе нужно все деревья пересчитать и оценить их состояние, потом программу разработать, чтобы сегодня не срубать то, что посадили только вчера

    • официально

      14.04.2015 12:01 в 12:01

      теоретически документ, позволяющий это сделать, у нас в городе есть (см.ниже выдержки)

    • Анна

      16.04.2015 09:46 в 09:46

      а кто-то из лесорубов его читал?

    • бу-га-га

      16.04.2015 10:57 в 10:57

      лесорубам некогда читать, им рубить надо

  15. официально

    14.04.2015 11:59 в 11:59

    порядок благоустройства г.Новокузнецка: 2.2.6. На территории города Новокузнецка следует проводить исследования состава почвы (грунтов) на физико-химическую, санитарно-эпидемиологическую и радиологическую безопасность, предусматривать ее рекультивацию в случае превышения допустимых параметров загрязнения. При проектировании озеленения на территориях с почвенным покровом, нарушенным антропогенной деятельностью, следует учитывать Приложение № 4 к настоящим Правилам.
    2.2.7. При озеленении территории общественных пространств и объектов рекреации, в том числе с использованием крышного и вертикального озеленения, следует предусматривать устройство газонов, автоматических систем полива и орошения (таблица 10 Приложения № 2 к настоящим Правилам), цветочное оформление (таблица 4 Приложения № 2 к настоящим Правилам). Обязательное цветочное оформление следует вводить только при условии комплексной оценки территории конкретного объекта с учетом его местоположения, рекреационной нагрузки, наличия иных близлежащих объектов озеленения и цветочного оформления. На территориях с большой площадью замощенных поверхностей, высокой плотностью застройки и подземных коммуникаций для целей озеленения следует использовать отмостки зданий, поверхности фасадов и крыш, мобильное озеленение.

    Ответить

  16. официально

    14.04.2015 12:00 в 12:00

    порядок благоустройства г.Новокузнецка: 2.2.8. При посадке деревьев в зонах действия теплотрасс необходимо учитывать фактор прогревания почвы в обе стороны от оси теплотрассы на расстояние: интенсивного прогревания — до 2 м, среднего — 2 — 6 м, слабого — 6 — 10 м. У теплотрасс не следует размещать: липу, клен, сирень, жимолость — ближе 2 м, тополь, боярышник, кизильник, дерен, лиственницу, березу — ближе 3 — 4 м.
    2.2.9. При воздействии неблагоприятных техногенных и климатических факторов на различные территории города Новокузнецка рекомендуется формировать защитные насаждения; при воздействии нескольких факторов выбирать ведущий по интенсивности и (или) наиболее значимый для функционального назначения территории.
    2.2.9.1. Для защиты от ветра использовать зеленые насаждения ажурной конструкции с вертикальной сомкнутостью полога 60 — 70%.
    2.2.9.2. Шумозащитные насаждения проектировать в виде однорядных или многорядных рядовых посадок не ниже 7 м, обеспечивая в ряду расстояния между стволами взрослых деревьев 8 — 10 м (с широкой кроной), 5 — 6 м (со средней кроной), 3 — 4 м (с узкой кроной), подкроновое пространство следует заполнять рядами кустарника. Ожидаемый уровень снижения шума указан в таблице 7 Приложения № 2 к настоящим Правилам.
    2.2.9.3. В условиях высокого уровня загрязнения воздуха формируются многорядные древесно-кустарниковые посадки: при хорошем режиме проветривания — закрытого типа (смыкание крон), при плохом режиме проветривания — открытого, фильтрующего типа (несмыкание крон).

    Ответить

  17. Хиль Эдуард

    16.04.2015 12:52 в 12:52

    Лесорубы —
    Ничего нас не берёт:
    Ни пожары,
    Ни морозы! Разошелся
    Наш проверенный народ
    Между ёлкой
    И берёзой.
    Эге-гей!

    Ответить

  18. Борис

    16.04.2015 17:31 в 17:31

    посадили, срубили, опять посадили… все при деле

    Ответить

  19. рыдаю

    17.04.2015 14:00 в 14:00

    на листьях деревьев пыль вредная скапливается. Принимая решение убирать деревья, чиновники о горожанах пекутся. А кому подышать хочется, могут за город съездить

    Ответить

    • Марина Сергеевна

      17.04.2015 14:07 в 14:07

      ну да… а если улицы подметать, то пыль поднимается и люди ее вдыхают! лучший выход — завалить город мусором, всю пыль им придавить

  20. Эдик

    18.04.2015 08:16 в 08:16

    за экологию надо бороться, вот и экологический сквер динамично сносится-переделывается

    Ответить

    • Марина

      18.04.2015 08:30 в 08:30

      Там от экологического сквера, в котором, кстати, «экологического» было только когда-то посыпанные щепой части газонов и несколько кустиков барбариса, все остальное — давно посаженные деревья, ничего уже не осталось, даже асфальта, из-за отсутствия ухода. А срубили несколько старых карагачей, с которых в ветер сломанные ветки так и сыпались. Березы, ели и лиственницы — на месте. Не поленитесь, сходите посмотреть.

    • Марина

      18.04.2015 08:34 в 08:34

      Кстати, в большом сквере с другой стороны СибГИУ срочно требуется санитарная вырубка и посадка новых деревьев вместо тех же карагачей. При сильном ветре ходить рекомендуется ближе к елям и подальше от других деревьев.

    • читатель

      18.04.2015 10:01 в 10:01

      Да, прямо срочно срочно!И чтоб одни пеньки остались.
      Вырубают зверски. Что то не видно, чтобы на их место что то высаживолось взамен. Карагач- такое дерево красивое. И столько зелени от него.
      У Сибгиу неплохой скверик был, а сейчас, одни пеньки будут.
      Есть у » Зенита» скверик, тактам и сирень была и разный кустарник, а сейчас остались один ряд берез и один ряд карагачей обрубленных. вот красота неописуенная.
      Конечно, все вырубил и никаких забот. Ни кустарник стричь не надо, не листья грести. Верните сирень на место, дровосеки!!!

    • Марина

      19.04.2015 09:20 в 09:20

      Да сходите Вы в сквер около спорткомплекса СибГИУ, посмотрите, а потом пишите. Карагачи, клены, тополя красивые деревья, согласна, только в сибири у них срок жизни короткий, к 50 годам уже дряхлеют, наклоняются, ветки становятся ломкими. Не подходят они для озеленения городов.

    • Пессимист

      19.04.2015 14:44 в 14:44

      Думаю, поступать нужно мудро. Планируешь вырубить дерево — посади рядом сначала замену. Когда замена подрастёт и начнёт давать равное выбранному под сруб количество кислорода — тогда руби старика. А не за один день! И не втыкай на место срубленного «архитектурные формы» (как планируется судя по пресс-релизу), которые не дают кислорода.

    • Марина

      20.04.2015 06:36 в 06:36

      Простите, а Вы сами поняли, что написали о посадке новых молодых деревьев рядом со старыми? Попробуйте провести эксперимент, посадите…

    • читатель

      19.04.2015 19:31 в 19:31

      Как раз для Новокузнецка самое то. Много зелени, красивое. И не такое опасное в зрелом возраста.
      Соглашусь с пессимистом. За эти 2 года столько вырубили, а где молодые деревца?
      В центральный районе столько зелени было высажено. А сейчас, как Мамай прошелся. Одна пыль гуляет. То что в последнее время высаживается, редко что приживается.
      За растениями надо следить. А то скоро можно будет Новокузнецк, переименовывать в деревню Пеньково.

    • Читатель

      20.04.2015 09:21 в 09:21

      Соглашаться с пессимистом о посадке новых деревьев рядом со старыми, это же глупость несусветная. Это предложения из бла, бла, бла тех, кто ни когда не имел садового участка или ни когда не жил в частном доме. Они или он не понимают, что сохранить новое дерево, когда выкорчёвывают корни старого дерева просто не возможно. Если не убирать остатки старого дерева, то появиться грибок который уничтожит новое дерево. Стучать по клаве не имея ни малейшего понятия о том, о чём имеешь самое отдалённое понимание, намного проще чем самому посадить и вырастить дерево. Это, равносильно обсуждать тему, как влияет балет Лебединое озеро на производительность шахтёрского труда, при этом никогда не спускаться в шахту.

    • чиатель

      20.04.2015 09:51 в 09:51

      Значит, нечего трогать здоровые карагачи!!! Карагачи, ведь не тополя. Так весь город без деревьев оставят!!
      Одна пыль и пеньки, перспектива Новокузнецка!!

  21. противно

    18.04.2015 08:32 в 08:32

    столько гадостей при нынешнем главе понаделано, что и в хорошее дело уже не верится

    Ответить

    • фунтик

      18.04.2015 08:50 в 08:50

      для хорошего — надо хозяином, а не манагером быть

  22. чиатель

    20.04.2015 09:52 в 09:52

    Значит, нечего трогать здоровые карагачи!!! Карагачи, ведь не тополя. Так весь город без деревьев оставят!!
    Одна пыль и пеньки, перспектива Новокузнецка!!

    Ответить

  23. читатель

    20.04.2015 21:50 в 21:50

    «Отсутствие конструктивного диалога», жадность, необдуманность своих действий и элементарное чинушечье на плювательское отношение к горожанам приводит к таким действиям, а ведь если бы захотели, то могли бы и по человечески подойти к такого рода мероприятиям…

    Ответить

  24. читатель

    20.04.2015 22:04 в 22:04

    Зато табачные киоски и ТЦ хорошо себя чувствуют, хотя вроде как с курением боремся, ТЦ построить могут где угодно (например на Советской площади, которая в результате уже не площадь, или у Транспортной развязки на левом берегу сколько там деревьев срубили).

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Смотрите так же

Автобус с рабочими перевернулся в Новокузнецке

Полицейские устанавливают обстоятельства ДТП, в котором пострадали 10 человек. Накануне ок…